Вокальная мастерская с Арзамасцевым (часть 5)

Н

аконец-то мы перешли от дыхания — к голосу. В этом видео Аркадий Александрович пытается меня «раскричать» (точнее мой голос) с целью установления в моей тушке, так называемого, сцепления между опорой и голосом. Т.е. тот самый важный момент, когда соединяется непосредственно голос в купе со всеми предыдущими нашими знаниями, т.е. работаем уже по схеме «дыхание + голос», что есть круто. Также мы начинаем постепенно затрагивать тему регистров.

Здесь мы работаем сначала над низами, где мой голос имеет честь. Но сказано было, что полезно найти в себе «резонансный» низ, который может быть не слышен окружающим, но ощутим изнутри по вибрациям (очень интересно). Тут наша задача сводилась к усилению «гудения» грудного резонатора (медного котла) + делать это с опоры дыхания. Хочу сразу заметить, что выдувать низы с опоры достаточно сложно, в том плане, что эту самую опору трудно в этот момент физически ощущать (ибо усилий для этого нужно минимально и очень сложно при этом почувствовать — действительно ли вы это делаете опорой или нет). Здесь надо очень аккуратно все делать, т.е. соблюдать правило соответствия «усилий и голоса», а не херачить жосской опорой Волеры Кепелова — низкие ноты. Как-то поискать нужное (ближе к минимальному) количество усилий для выдувки низов — животом.

Потом, мы двигаемся вверх по роялю 🙂 Постараюсь вам записать эти аккорды для занятий и выложить тут. Здесь мы раскрикиваем голос типа «выкрик» и доходим им до нашего предела (где мы даем жосского «петуха»). Дальше мы не пока суемся и довольствуемся имеющимся. Тут важно почувствовать СВЯЗЬ между опорой и голосом.

Она должна быть.

Как только вы ее почувствуете, будет вам счастье. С этой опоры можно брать и Волеру и Кинга Даймонда легко и непринужденно. Важно убедиться в сцеплении, что живот на каждый выкрик совершает усилия (!). У меня он немножко выходит вперед.

Но вот в низах — тут другое дело, тут надо очень все грамотно и тихонько. Короче, в этом видео все очень подробно описано, смотрите внимательно, рекомендую записывать тезисы в тетрадку. Если будут вопросы — пишите в каменты, бум отвечать. А Арк Санычу — огромное спасибо! 🙂 Я думаю ему будет приятно почитать комментарии 🙂 Так что — не стесняйтесь, пишите!

ЗЫ.
Почему-то Ютюп определил для этого видео автоматические теги «funny» 🙂 Видимо со стороны все это выглядит достаточно придурковато, хотя мне на это «тра-та-та». Думается мне, что практические занятия на дому итак вызывают солидные образы «меня» в воображении моих соседей (здоровья вам, любви и счастья).

Текст урока

Будем заниматься сцеплением опоры дыхания с голосом. Сейчас будем делать выкрики, но пытаясь найти точку опоры.

Упражнение на сцепление опоры дыхания с голосом

Животом производим выкрики, например, «Эу». Ты меняешь позиция в гортани, не зная, каков будет результат. Это очень полезно. Но любое прикосновения к голосовым связкам — полезно. Не важно, красивый звук или нет. Сейчас задача — громкий звук. Управление идет из живота.
Теперь попробуем вызвать ощущение грудного резонатора. Я обычно советую представить себе внутри медный котел, и он начинает гудеть. Услышать грудь хорошо можно на звуке «М» (помычать). опробуй покричать из живота и постучи себя по груди. Таким образом, мы с тобой приходит к сцеплению опоры дыхания и включению грудного резонатора.

Как осуществить сцепление дыхания и грудного резонатора?

Только лишь воображением. Вот, я говорю сейчас и чувствую, как в груди у меня гудит. Один из великих педагогов выразился так: «Вокал — это гудение в груди.» Т.е. очень важно ощущать. Потому что тембральную окраску голосу дают резонаторы, грубо говоря, наши кости. И в данном случае очень мощным является грудной резонатор.

Как следует тренироваться? Не надо много, но нужно, если есть возможность — почаще. И следить за состоянием связок, т.е. можно перекричать. Почувствуешь першение в гортани — глотни водички. Не доводить себя до болевых ощущения. Поэтому, крик — это тоже вокал, но не ор. Крик и ор — это разные вещи.

А теперь мы попробуем выполнять то же самое, но потянуть. Даю ноты на пианино, от верхов к низам. Делаем все совершенно свободно, не нужно стараться. Даем звук, опираясь на опору дыхания и чувствуем в груди. Старайся идти к более простому звуку, ничего не придумывай. Как он исторгается из тебя, так и должно быть. Наша задача — сцепление опоры и голосовых связок. И включаем грудной резонатор.

Попробуем протянуть подольше (дошел до точки и всё, не нужно до темноты в глазах). Секунд 5-6. Не нужно стараться делать очень длинный звук, в итоге начинаешь уходить во громкости и т.д. Нам пока нужен одинаковый по громкости звук.

Как снять (закончить) звук? Рот закрывается в последнюю очередь. Сначала звук прекращается, потом рот закрывается. В противном случае появляется призвук-паразит «М». В подворотне многие поют песни, и все окончания на «м». Просто рот закрывают раньше, а звук тянется.

У тебя начинает поскребывать на связках, это, как правило, мусор, который скапливается. Откашливать не надо, связки очищаются во время вокала.

Не делай форсированный звук, нужен простой, естественный. Видишь, мы по нотам пошли сверху вниз, а распределение усилий и громкость — чем ниже, тем усилия затрачиваются меньше. Когда нарушается соответствие усилий и подачи звука, тогда возникает форсированный или стеклорезный звук. Поэтому, подходит к каждому звуку аккуратно.

Еще такой важный момент: ты на каждый звук ищешь соответствие усилий и подачи. Постоянно нужно помнить о точке опоры дыхания и о грудном резонаторе. Пока мы не затрагиваем вопрос о позиции в гортани.

Нужно запомнить: чем ниже звуки, тем они проще и ближе. Что такое ближе? Включи воображение и представь, что ты его еще ближе извлекаешь.

Есть понятие «спекуляция низами». У некоторых голосов есть богатые низкие обертоны, и человек начинает их все демонстрировать. Не надо, делайте естественно под каждую ноту. У начинающих, кто еще не понимает, что такое опора, точка опоры, возникает сложность, что нужно постоянно, на каждом звуке вдохнуть и упираться. А на низах как раз тот случай, когда упираться не надо, все спокойно и просто.

Упражнение с микрофоном

А теперь попробуем уловить эффект низкого голоса в микрофон. Микрофон сразу облегчает работу. Это же не академический вокал, где ты должен это выжать достаточно мощно. Несильный звук и в то же время ты слышишь.

Дальше идут низы, на которые у многих не хватает диапазона. Но все равно я заставляю петь так называемым резонансным, т.е. даже я могу не слышать твой звук, но ты почувствуешь гудение внутри.

Когда работаем низкие звуки, то следим за тем, чтобы не столько внешне их было слышно, сколько внутри себя. На счет микрофона, низкие звуки всегда близко в микрофон. Звуки громкие — микрофон подальше, потому что идет искажение и мембрана микрофона напрягается.

Нужно постоянно помнить и открывать рот. Между зубами должно проходить 2 пальца.

Старайся голосом не звенеть, чтобы он имел матовую окраску. Воображение включено, весь звук вперед. Не бойся ошибок. Не сдерживай себя, потом зато поймешь, как это делается.

Головной регистр

АркСаныч: Как правило, для большинства голосов сейчас наступит «порог» — нота соль. У тебя это неплохо получилось, попробуем дальше. Хорошо. И это мы назовем головным регистром. Что такое головной регистр? Это аналог грудного регистра, только в верхней позиции (голове). Другой вопрос — как здесь подключить грудной резонатор, но это отдельная тема. Пока у тебя хорошо получился головной. Не у всех это может получиться.

Сергей: у меня в свое время этот порог был. Я научился использовать нечто среднее между голосовым и фальцетным.

АркСаныч: ты изобрел самый верный прием. Есть прием передува порога, а есть — наоборот. Можно даже заключить, что головной регистр — это громкий фальцет. Хотя это не так, но очень похоже на это. И вот наступает момент легкости. В данном случае, у тебя хорошая вокальная природа, и ты изобрел такой метод. Я все время подчеркиваю, что каждый изобретает для себя свою вокальную школу.

Сергей: может, есть смысл только голосом подняться?

АркСаныч: а зачем драть связки, если уже звук получается. А для многих — это большая проблема на первых порах. Чтобы уловить это, не надо тебе возвращаться в состояние ломки голоса.

Сергей: а что другим делать?

АркСаныч: пока не лезть туда. Я вообще стремлюсь к тому, чтобы весь процесс проходил легко. Не надо переусердствовать и фанатеть. Но надо четко верить в себя, что у тебя обязательно все получится. Пусть сначала изливается ерунда, но любое звукоизвлечение полезно. Запоминайте ощущения при этом. Есть целая тема — вокал в ощущениях. Кроме ощущений там нечем управлять, там нет рецепторов. Мышцы там работают тобой не осознаваемые.

Сейчас ты переходишь к этим тянучкам. Начинаешь до 2-й октавы, по записи, для мужского голоса. И идешь до до, си, си-бемоль, ля, вниз насколько можешь. Этим ты отрабатываешь посыл голоса и позиционно направление вперед на низких нотах. Затем ты берешь тянучки и, типа выкриков, доводишь и ищешь вверху. Как только почувствовал порог, когда начинает ломаться голос — не надо, не доводи. Это вопрос будущего. Все пороги преодолимы.

Дата публикации: 10.08.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 17
  1. Посмотрел в Нете кучу уроков по вокалу и понял что они все херня про сравнению с этими уроками. Арк Саныч рулит!!!!!!!!!!!!

    • Это сэмплы с моего будущего альбома, интригует? По сему поводу на винте лежит уже гигов 80 видео о создании/обработке сеплов и последующей их обработке/компоновке в композицию, которые надо смонтировать. Скоро засяду!

    • да офигенно! очень хочу эту песню теперь)) да и альбом весь. а голос твой?

    • Голос мой, да ))) Я понял ща тебя… там в самом начале (там где буквы) — это вот эмбиент, а потом трек, который я никуда не применил, скачать его можешь тут. Спасибо за тепло!

    • да, именно про песню — не уточнил, что после интро которая)) реально офигенски) и тогда вопрос по теме — а как такой голос получается — с драйвом что ли, но вроде не скрим и уж точно не гроул) открой секрет)
      спасибо за материалы, с нетерпением жду еще уроков от Арк Саныча))

    • а да, опять не уточнил — голос в припеве, например с 3:00

    • Это типа шаут на расщеплении голосовых связок. Я так всегда пел, начиная с барсума, lifeform и redlight. Секрета никакого нет тут, мы к этому в этой школе постепенно идем. Другое дело, что после каждого такого пения я не могу говорить нормально и это я считаю очень неправильно. Сейчас я так петь уже не хочу и считаю это неправильным. Здесь мы учимся петь круче чем я пел до этого, поэтому очень настоятельно рекомендую слушать по 100 раз то, что тут безвозмездно говорит Арзамасцев. Мы идем намного выше того, что я там блеял.

    • ясно, то есть то же расщепление что при скриме/гроуле но более щадящее получается?
      Арк Саныча я пересматриваю каждый день, очень дельные вещи, с нетерпением жду дальнейшего видео, знал бы как посодействовать скорому появлению — посодействовал бы)
      а еще интересно было бы послушать мастер-класс по сведению — я как не запишу свои гитары с басом да с барабанами езддраммер — мутня какая то)) а у тебя — такое как бы воздушное, легкое звучание — но при этом больше всего уверен, что записывалось в дом условиях без суперского железа и мониторов) поделишься секретом?)
      спасибо за море безвозмездного видео — по больше бы таких честных и добрых людей и глядишь, лучше бы стал бы мир)

  2. Аркадий Александрович, спасибо огромное, я в восторге от вас и ваших уроков!…Вы супер:)…Всего вам самого доброго, светлого, и незабываемого….!…Спасибо, за то, что вы делаете для нас всех,…спасибо что вы есть!!!:)

  3. Сергей, спасибо вам за то, что вы делаете! Ваши уроки приятно смотреть и удобно по ним заниматься. Если будет возможность, не могли бы вы у Арк Саныча по ходу дела спрашивать и о женских голосах (например, вы поете с до второй октавы и ниже, подходит ли это девушкам?). Успехов вам и вдохновения!

  4. Спасибо Вам большое за работу, которую вы делаете бескорыстно! Всё очень подробно и легко описано. Аркадию Александровичу и автору огромный респект и уважуха!

  5. Здравствуйте Сергей и Аркадий Александрович! ))
    Мне 15 лет, я начинающий вокалист. Занимаюсь по вашим урокам — дают результат , спасибо вам большое! Но, есть проблема, я могу более менее петь песню, когда слышу оригинал. Но вот своего голоса боюсь. Как с этим бороться?
    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *