Вокальная мастерская с А.А. Арзамасцевым (часть 4)

Четвертая часть Вокальной мастерской Аркадия Саныча Арзамасыева. В ней мы немного повторяем уже сказанное ранее и продолжаем работать над опорой дыхания, но уже стараемся сцепить опору и подачу звука. Интересный момент про откашливания и хрип в голосе на связках. Также здесь начинаются, так называемые, эксперименты со звуками и упражнения со слайдами, которое я прилагаю к этой статье традиционно внизу.

По прошествии 4-х занятий мы пришли к выводу, что в данный момент необходимо видео, где я занимаюсь дома. Т.е. необходимо показать мои потуги, поиски, что я ощущаю, какие вопросы у меня возникают в соответствии с пройденным материалом. Поэтому следующим видео я сниму свое домашнее задания. Постараюсь подробно обо всем рассказать и показать. Думаю это внесет еще болльшую ясность в то, над чем мы работаем (а работаем мы пока над опорой дыхания).

Короче, щупаем опору, учимся опираться на нее. С этой опоры в дальнейшем будет очень легко петь всякие шоу маст гооны… 🙂 Если имеются вопросы к Арк Санычу — пишите сюда, я их ему передаю. Будем отвечать. Ну и как бы Арк Саныч осуществляет частные занятия (потому как по словам Арк Саныча — вокальное обучение это дело индивидуально-интимное и то, что хохлу радость, поросенку — смерть), уверяю вас — непоющих от него не выходило, а поэтому если есть желание — могу дать контакты. Пишите короче..

Но пока что есть и здесь вы можете скачать упражнение на слайды. Скачивается тут все очень просто — правой кнопкой по заголовку «Упражнение «слайды» для мальчиков» и «Сохранить как». Сделал упражнения как велел Арк Саныч — в соответствии с требованиями на данном этапе, т.е. никаких тут высот (пока мы не работаем над голосом и звучанием). Сейчас главное почувствовать зависимость опоры и выдыхаемого голоса. Никаких напряжений особых делать пока не рекомендуется, просто надо делать вдох животом, выдыхать ноту (при этом держать живот вперед и представлять что ребра расширяются) и когда будете ее задирать вверх, постарайтесь «опираться» на опору, как бы сделать подъем за счет опоры. Эээ… вот верно что мистика… Как бы объяснить… Усилие или, в данном случае, слайд вверх голосом старайтесь делать опорой и ее усилием. Как бы немного напрягается живот в момент поднятия. Если чего не понятно — еще раз смотрите урок. Арк Саныч говорит очень важные вещи и их необходимо уяснить сейчас, а то потом будет поздно 🙂 Лично мне надо раз 5 просмотреть, чтобы понять о чем речь (ну одноядерный я (какая пошлость)), я всегда себе записываю «что делать» и «что не забыть» маркером на листок и потом его кладу перед собой.

Упражнение «слайды» для мальчиков

Упражнение «слайды» для девочек

Текст урока

Упражнения на опору дыхания

Итак, мы смотрим сейчас на то, как работает диафрагма (пресс, живот). Что значит опора дыхания? Я за то, чтобы был так называемый взрывной вдох (резкий). Конечно, есть и другие мнения, например, плавное дыхание, но я именно за взрывной вдох. Надо представить себе, что диафрагма — особая мышца, которая в момент вдоха ударяет по энергоемким органам (печени, почкам). Выделяется сгусток энергии, который условно я назову вокалом.

Смысл в том, чтобы удержать диафрагму в натянутом состоянии и образно представить себе, что диафрагма — это пол. Как человек стоит ногами на полу, так и голос становится на диафрагму. Это мы называем опорой дыхания. Очень важный момент здесь нужно уяснить: создается такой образ очень простой, но он работает за счет того, что у человека достаточно развито воображение. Таким образом, в работе вокалиста очень важно воображение. Собственно, нечем управлять, нет рецепторов, но за счет воображения в человеке происходит всё, что он захочет. В данном случае этот образ нам помогает.

И вот, голос встал на «пол», на диафрагму. Поэтом живот у меня не убирается, я таким образом держу диафрагму в натянутом состоянии. Еще полезно, но необязательно во время выдоха расширять низ ребер. Конечно, физиологически они не пойдут в стороны, но воображение, усилие воли, и ребра помогают держать диафрагму. Вот, собственно, и вся наука.

Упражнение на извлечение звука — тянучки

Поэтому быстренько повторим. Напоминаю, что при вдохе удар животом в кулак, не наоборот. На выдохе кулак мой удерживается. Теперь то же самое, только на выдохе тянем звук, не важно какой. Не гонись за красивым звуком, просто звук. Например, тянем звук А. Не нужно доводить себя до истязания, т.е. как можно дольше тянуть звук. Помним также про соответствие усилий и подачи звука. Как правило, все вначале стараются делать «переусилие». Это ни к чему.

Продолжаем делать упражнения «тянучки», потому что тянем звуки. Это еще не вокал, мы занимаемся постановкой дыхания.

Не будем мудрить, извлекаем и тянем звук А. Открываем рот и посылаем звук вперед. На вопрос «как?» никто не ответит, нужно постараться увидеть свой голос, как он летит. В данном случае мы начинаем не с высоких, напряжных, нот, поэтому спокойно, без лишнего усилия. Вдох, тянем АААААА. Я смотрю, что рот недостаточно открывается. Как минимум, нужно, чтобы 2 пальца проходило, но не вся ладонь.

Очень полезно то, что я называю эксперимент. То есть петь тише, громче, но постараться это делать не гортанью, а животом. Сейчас был хороший момент в получении отрицательного опыта (хрипота при звукоизвлечении). Мы люди, дышим, и на связках оседает мусор. Мусор хочется откашлять, но на самом деле это не очищает связки. Нужно просто переходить через это. Пусть себе мусор там сидит, начинаешь хрипеть. Связки очищаются только во время вокала. Нужно удержаться от этой привычки откашливаться, это только раздражает связки.

За счет диафрагмы мы управляем силой звука или силой подачи. Мы можем делать громче или тише. Главное — не нужно себя насиловать, не нужно доводить себя до того, чтобы круги в глазах пошли. Не надо долго тянуть пока. Это уже другая тема — накачки объема легких. Мы с тобой позанимались.

Упражнение — экперимент с подачей звука

А теперь подключим еще один момент к упражнению. То же самое все, но начнем экспериментировать с подачей звука и стараться сделать звук различным, т.е., грубо говоря, прошу заниматься «дуркотнёй». Смысл в том, что надо просто пытаться запоминать свои ощущения, которые возникают при том или ином звуке. Таким образом, постепенно, ты приучаешься управлять своим голосом, что сейчас еще невозможно, т.к. там нет рецепторов, там нечем управлять, и никто тебе не подскажет. Значит, с этого момента ты начинаешь изобретать свою вокальную школу, свои приемы.

Один из них я покажу. На звуке «И» я поэкспериментирую таким образом: направляю в голову. Как? Работает воображение, я представляю себе, что звук ударяет в голову. А теперь я поведу его по нёбу вперед. Это один из множества экспериментов. Еще ты можешь двигать губами при извлечении звука (получается звук, похожий на иу-иу-иу). Но главное — запоминая, что у тебя там происходит.

Особенно девчонки боятся выглядеть некрасивыми. Не надо этого стесняться, вообще нужна полнейшая свобода, когда начинаешь дурковать. Главное запомни, что даже самый некрасивый звук ценен для тебя в качестве приобретения опыта, как управлять. Нет бессмысленно извлеченных звуков. Главная твоя задача — ухватывать ощущения. Запомни, любое прикосновение к связкам полезно (имею в виду те звуки, которые ты издаешь). За исключением болезненных.

Нота в данном случае приблизительна, в каком диапазоне тебе брать. Ты занимаешься в данный момент наукой управления голосом на основе дыхания. Но нельзя увлекаться. Основа, цель упражнения — это опора дыхания. Я, когда с учеником занимаюсь экспериментом, не делаю замечаний. Подчеркиваю еще раз, что бы ты не извлекал, это все ценно и работает на твою вокальную школу. Сколько певцов — столько вокальных школ.

Упражнение «слайды»

У Тима Боджерта есть такое упражнение, называется «слайды». Что такое слайд — это скольжение от звука к звуку. На подъем вверх требуется больше усилий. Поэтому слайд хорошо помогает на распределение этих усилий. Мы добиваемся сцепления опоры дыхания со звуком. Управление силой подачи идет от опоры, не от гортани. Кстати, не нужно делать догму насчет гортани. Без напряжения гортани не обойдешься. Но мы должны требовать от себя, как будто мы вообще без напряжения. Когда напряжение возникает — этого требует тот или иной звук, это нормально. Конечно, если я закричу — появляется напряг. Но если я себе запрещаю напрягаться, делаю свободно, значит, у меня возникает столько, сколько мне требуется.

Когда привыкнешь придет ощущение, сколько усилия и на какой звук нужно. Можно взять у Тима Боджерта это упражнение. Оно есть как для мужского голоса, так и для женского. Но не надо на первых порах упираться, чтобы в этом диапазоне, особенно по верхам. Люди же сразу хотят, чтобы сразу и вверху звук зазвенел. Нет, развитие идет постепенно, потихонечку.

Итак, подведем итог.

1. Дыхание, опора — основа. Назовем ее как пол, на который упираются ноги.
2. Диафрагма.
3. Воздушный столб. Это работа воображения. Столб воздуха и голосовые связки заработают.
Направление подачи звука вперед, на 2 передних зуба.

На самом деле, опора дыхания нарабатывается достаточно быстро. Главное, на первых порах, когда ты только начинаешь заниматься, надо приучить себя помнить про опору дыхания и даже постараться в жизни, когда ты разговариваешь, постоянно помнить про живот. Первоначально трудно, но через недельку у тебя это переходит в автомат, и ты уже начинаешь правильно говорить, т.е. на опоре. А если ты еще попытаешься это все услышать внутри себя, этот гул, резонатор, это помогает тебе сохранять состояние связок. Потому что человек сажает связки чаще всего не во время вокала, а во время разговора. Едешь ты в автобусе, общаешься с кем-то, трясет по проселочной дороге. Разговоры, разговоры, а потом вышел на концерт, а у тебя голоса нет. Такое возможно. Поэтому и говорить учиться нужно на опоре. И это все просто, главное — захотеть.

Дата публикации: 22.07.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 2
  1. Как же я благодарен Вам за эти уроки!!!
    Аркадий Александрович — потрясающий Человек — педагог. Чувствуется мудрость, знания, опыт + подача материала — харизма — хочется слушать и слушать!!
    Можно узнать его контакты, я бы счёл за счастье взять у него пару уроков!!
    И ещё раз хочу поблагодарить Вас, Сергей, за возможность увидеть такие вещи! Это уникально!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контрольный вопрос (проверка на спам): * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.