Вокальная мастерская с Арзамасцевым (часть 6)

Т

ак, теперь мы перешли, наконец, к новому этапу наших видеоуроков по вокалу — к извлечению уже «вокальных» звуков и к фокусу звука. Здесь Арк Саныч рассказывает про выработку автоматизма в вокальных ощущениях, где находится опора звука, что такое посыл звука и как им управлять. Чуть-чуть про резонаторы, про лицевую маску, про тело звука и где оно должно быть. Замечательные практические упражнения по вокалу: на фокусировку звука, на раскрытие гортани в плоскости и т.д. Забавно, но проболев 2 недели, я несколько утратил опору. Вид традиционно дибильный (и это уже начинает меня волновать).

Еще раз хочу подчеркнуть, сделать короче уроки Аркадия Александровича у меня не подымается рука (ровно как я перестал делать много анимационных вставок и шуток, они сильно отвлекают от того, о чем говорится). Все что он говорит — все равно что заклинания, важно их внимательно слушать, именно в таком случае заклинание сбудется. Поэтому, устраивайтесь поудобнее, берите тетрадку и ручку и внимайте всему, что нам с вами велят. Я постараюсь снять на неделе домашние задания, так как многие написали мне в личку, что они очень помогают. Сам знаю, изыщу время и место. Все будет, браза! Короче, внимайте и до встречи.
 

Текст урока

Фокусировка звука

Теперь мы зацепили опору и звукоизвлечение. Но пока мы не заботились о правильности именно вокального звукоизвлечения, механизм наработался. И он нарабатывается достаточно быстро. В некоторых вокальных школах все усложняют, разделяя как специализацию отдельно дыхание, отдельно звук. Эти усложнения не нужны вокалисту. На самом деле все делается быстро, за редкими исключениями. Я все время говорю о том, что природа обо всем позаботилась. Не надо ничего придумывать.

И вот, это сцепление, как я называю связь опоры и звукоизвлечения, достаточно быстро нарабатывается, и ты чисто автоматически это делаешь и не задумываешься. То же самое, что, когда управляешь автомобилем, ты не думаешь о том, где находится сцепление, под какой ногой и т.д. В человеке два центра: интеллектуальный, самый медленный и двигательный, самый быстрый. Но у человека так устроен интеллект, что он все время хочет командовать, забирает власть, а на самом-то деле двигательный центр самый быстрый. Взять для примера сороконожку. Она шагает, но, если она задумается, какой ногой сейчас шагать — она остановится.

Когда ты вдох сделал, и пошел выдох, ты думаешь: «Так, здесь надо ребра расширить, тут диафрагма держит…». Все ощущения суммируются и возникает одно ощущение. И вот, когда возникает это одно ощущение, и ты просто чувствуешь, что управляешь животом, то уже нет никакого анализа и интеллект тут не нужен. Ты просто говоришь, т.е. ты вернулся к природе.

Значит, теперь, когда нам это ясно, когда все перешло в двигательный центр, без интеллекта не обойтись. То есть сейчас попробуем уже извлекать вокальные звуки. Сразу хочу предостеречь: не нужно стараться извлекать красивые звуки, потому что понятие красивый-некрасивый — относительны. Некоторым, которые пробовали петь в школьных хорах, приходится делать промывку мозгов. Когдя я требую: дай звук Э (показывает). А ученик говорит: «Это некрасиво!» То есть у каждого человека представление о том, что такое красивый звук — разное. Поэтому сразу надо определиться: давайте не будем добиваться красивых звуков.

Посыл звука — вперед

Мы сейчас поставим себе такую задачу:

Посыл звука (и это основа из основ). Что это такое? Это направление звука для кого-то. Если я пою для себя, это одно, я звук направляю в себя. Если я для кого-то пою, а в основном, люди поют для кого-то, звук направляется от себя. Как это сделать? Нужно включить воображение. Для певца, вокалиста, очень важно развитое воображение, потому что управлять можно только за счет него. Но люди не знают, насколько воображение — это мощная сила. Всем кажется, что «вообразил, ну и что такого». А на самом деле организм так устроен, что воображение, которое вызывает желание, желание вызывает волевой посыл, и в организме все начинает работать. Включи воображение и постарайся увидеть свой голос. Это уже формула посыла. Ты хочешь увидеть свой голос, значит ты будешь направлять его вперед, на 2 передних зуба. Это пока. В жизни все происходит сложнее, но нам это «сложнее» не надо. Нам нужно уяснить, что такое посыл звука и куда посылать этот звук.

Возьмем пример академического вокала, где звук направляется в голову. Т.е. если мы представим себе визуально, это одна вертикальная прямая. Для нашего жанра — буква Г, т.е. столб воздуха идет вертикально и из гортани направляется вперед, на 2 передних зуба. Нет рецепторов, нечем управлять, только воображением. И вот, если занятия идет с педагогом, правильное направление звука педагог укажет, но не всегда есть педагог под рукой. Поэтому, ты стараешься определить сам по ощущениям. Поставь перед ртом ладошку, и дать звук. Давление звука и потепление на ладошке у тебя создаст впечатление направленности вперед. И вот так это нарабатывается.

Фокус (опора) звука

А сейчас мы просто, включая воображение, мы просто знаем, что звук нужно посылать вперед. И тут вдруг некоторое уточнение идет. Мы говорили об опоре дыхания, теперь поговорим об опоре звука. Где она находится? В нашем жанре она находится на верхушке купола нёба. Как ее почувствовать? Кончиком языка коснуться самое верхней точки купола нёба. Коснулся, язык убрал, а память остается. И, включая воображение, ты пытаешься звук направить вот туда, в этот купол. При правильно попадании у тебя возникает ощущение вибрации (зубы могут завибрировать, лицо). На вокальном языке лицо называется маска. И мы говорим: «Дать звук в маску». То есть головные резонаторы начинают работать. На первых порах непросто уловить этот фокус, назовем опору звука фокусом, фокусировкой звука. Мне удобнее начать фокусировку со звука «О».

Пытаемся направить звук «О» вперед. Я прямо ощущаю, как у меня во рту тепло. Вот это тепло я называю телом звука. Т.е. звук — это нечто живое, я потом расскажу о своем сакральном отношении к звуку человеческому. Вот это тело звука, которое рождается в тебе в данный момент, ты относишься к нему с большой любовью и лаской. С ним нельзя грубо обойтись, и ты чувствуешь это тело звука между языком и нёбом. И у меня, например, возникает вибрация всех зубов. А дальше я чувствую, как звук стекает на пресловутые 2 зуба. И зубы тоже резонаторы. Если мы до этого говорили о грудных резонаторах.

Фокусированный звук, заставляя вибрировать дополнительно маску, дает дополнительные обертоны, окраска звука. Звук становится объемным. Я уже не упоминаю про опору дыхания, это уже работает. Мы сейчас с тобой попробуем извлекать фокусированный звук.

С какой ноты начинать фокусировку голоса

Для мужчин я фокусировку начинаю с ДО, затем мы доходим до МИ второй октавы. У женских голосов фокусировку я, как правило, начинаю с ноты МИ первой октавы. Но для нас это сейчас не главное. Дома потренироваться, найти свои приемы, вплоть до постанывания. Днем понемногу найти положение фокусировки голоса.

Практические упражнения на фокусировку звука

Я хочу уточнить, что я ничему не учу, учишься ты сам, поэтому, когда приступаешь к занятию вокалом, в тебе должно сидеть осознание того, что ты творишь свою вокальную школу. Еще раз напоминаю: фокусировка языком в верхнюю точку нёба. Включаешь как можешь воображение и стараешься увидеть тело звука, ощутив давление на верхушке нёба. Если вдруг звук пойдет в нос, попытаемся побороться с этим.

Постарайся поэкспериментировать с громкостью (силой) звука. Не тянущийся звук, а скорее напоминающий выкрики. Постарайся увидеть звук, но энергетически наполнен. Я повторяю такой образ: вдохнул, у тебя лампочка зажглась. И вот этот свет и есть голос. Сейчас, направляя все внимание на фокус, у тебя отваливается сцепление, т.е. голос неэнергетичный. Отдельно живот, отдельно гортань.

Попробуй звук «Оу». Не получается. Тогда примени придыхание «хОу». Происходит следующее: корень языка у тебя чуть-чуть приподнялся, он перекрывает выход звуку, в результате звук пошел на мягкое нёбо, а нужно его выпустить. Язык лежит как лопата, свободно положил его и всё. Присутствует элемент провала гортани. Ты энергетику убрал. У тебя ассоциируется энергетика с провалом гортани. Тут все просто: усилия — это не значит, что гортань «проваливается». Для некоторых непонятно, что такое провал гортани. Провал гортани нарабатывается, так называемый полузевОк. Когда горячую картошку — в рот, представь себе. Вот она гортань, провалилась. Естественно, при провале гортани звук пойдет вверх. Для того, чтобы понять, как гортань открывается в плоскости, не проваливаясь, можно поделать упражнение, как из мультика «бу-бу-бу». Гортань открывается, но не проваливается.

Когда мне понравилось то, что ты сделал, я говорю: «Запоминай ощущения!» Ты не сразу их запомнишь, естественно, но постепенно ты будешь все чаще и чаще попадать. Сейчас произошло несоответствие усилия и подачи звука. Вопрос раскоординации усилия (опора дыхания) и работы гортани, вот здесь есть определенная сложность. Я прошу раскоординировать. Как? Не знаю. Старайся раскоординировать. Чтобы усилие усилия в животе не передавались на гортань.

Напоминаю: артикуляция. На «О» — яблоко. Когда губя вялые, это тоже сказывается на полете звука. Звук получается не «О», а какой-то другой. Теперь постарайся почувствовать давление на нёбе и лицо завибрирует. Сейчас постарайся воображением почувствовать грудь: там медный котел, который сверкает. Надо се это соединить. Может дойти до головокружения. Как только появляется головоружение — чуть-чуть прерваться. Это происходит оттого, что, когда резонаторы начинают работать, в голове (кость) происходит микросотрясение мозга. Поэтому само по себе не страшно, но если зафанатеть и начать доводить до головокружения не смотря ни на что, тогда это уже травматизм. Не надо фанатеть. Боксеры же себя к микросотрясениям приучают, тренируют мозг.

Ты включи воображение и зафиксируй все это в ощущениях, потому что есть отдельная тема «вокал в ощущениях», т.е. вокалом можно управлять только через ощущения. Еще раз повторю, нет никаких рецепторов, при помощи которых ты бы управлял голосом. А наука управления голосом идет через ощущения.

У тебя вялая артикуляция, нет волевого приказа «посыл вперед». Можно поискать удобный звук для себя (для меня это «О»). Можно извлекать любой звук. На болевые ощущения не надо уходить.

Резюме

На сегодняшний день подведем итог, что нам делать:

  1. Упражнения на дыхание можно уже делать не каждый день.
  2. Сцепление (извлекать какие угодно звуки, но все внимание на сцепление опоры и звука).
  3. Тянучки (по разу на каждый гласный в том небольшом диапазоне, который у нас есть).
  4. Слайды (с привязкой к тому, о чем мы сегодня говорили — к фокусировке). Не фанатейте, не насилуйте себя. Тренируйте мозг (сотрясения), контролируете. Если появляются шум, неприятные ощущения в голове, попытки к головокружению. Но до головокружения не нужно доходить. Все проблемы, которые возникают во время вашего изобретения собственной вокальной школы возникают только лишь от вас, и вы их создаете сами. Когда вы с педагогом, это более комфортно, он старается направлять. Но если без педагога — ничего страшного. В конечном итоге у вас есть аппаратура, куда вы можете себя записывать. В следующий раз мы попробуем работать через запись. Как когда человек самостоятельно занимается. Поставил микрофон, и он пишет все занятие. Изгаляйся над своим голосом, потом послушаешь и поймешь нравится — не нравится. Не старайся петь красиво, ибо ты не знаешь, что такое красиво и некрасиво.
Дата публикации: 29.08.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 6
  1. Ничего не дебильный, Серега — норм. все, нужно много смелости, чтоб делать такое дело!

  2. Я абсолютна солидарна с Тарасом, что ничего дебильного тут нет. Действительно требуется много смелости, чтоб делать эти уроки. И я очень благодарна тебе Сергей, и конечно, Аркадию Александровичу за них. Думаю, если человек смотрит эти уроки, чтоб чему-то научиться, он обращает внимание совершенно на другие вещи, значимые для него. Ну а если кто-то из праздного любопытства или для потехи — это их проблема. Главное здесь мотив. Сергей, мой совет, перестань волноваться по этому поводу. Ты в наших глазах, можно сказать, — герой (по крайней мере в моих). Так держать!!!

  3. Здарвствуйте, Серегей. Не могу понять в этом видео на 23:20 напоминание про артикуляцию: звук «о» и яблоко. Как это понять?
    В каком видео до этого Арк Саныч подробно про это рассказывал?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контрольный вопрос (проверка на спам): * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.