Вокальная мастерская с А.А. Арзамасцевым (резюмируем по дыханию)

Н

у вот мы подошли с вами к торжественному моменту окончания, интенсивной и изнуряющей нас, работы над дыханием (хы-хы). Теперь, когда оно у нас как-бы поставлено и наши с вами опоры дыхания обнаружены (а диафрагмы нащупаны и натянуты, ессесна), мы наконец переходим к следующему этапу. Но прежде чем мы углубимся, немного повторим пройденное. Вот… У тех, у кого еще с дыханием возникают какие-то трудности — занимайтесь с самого начала. Посмотрите, возможно вы что-то пропустили, где-то схалтурили. Но, не думаю, что тут может возникнуть уж большая проблема. В любом случае, смело задавайте вопросы и вы обязательно получите ответ.

Это резюмирующее видео я сделал отдельным, без нумерации, так как это некий итог предыдущим и мост к предшествующим занятиям. Здесь есть ответы на некоторые ваши вопросы (зачем мы выдыхаем животом вперед, энергетический вокал и т.п.) и небольшой анонс. Я реально уверен, что сейчас вместе с нами тренируется какой-нибудь будущий Волеро Кепелаф. Так что мачи метал, хлопцы!!!

Текст урока

Резюме по упражнениям на дыхание

Подведем итоги по вопросу дыхания. Чего же мы достигли?

Надо напомнить, что дыхание выполняет основную роль в технике вокала. Без правильного дыхания вокал невозможен, как бы ты ни считал, что тебе вот так удобно или эдак. Конечно, каждый дышит индивидуально, у каждого есть свои особенности, но основа остается постоянной во всех вокальных школах.

Зачем держать живот вперед на выдохе?

Для чего мы работаем животом вперед, так называемый «выдох как вдох»? Певрое, это натягивает диафрагму. Диафрагма — это особая мышца, которая опоясывает человека до позвоночника. И движение живота вперед натягивает диафрагму, т.е. она постоянно в натянутом состоянии. А, собственно, диафрагма — основа всего дыхания.

Помимо всего прочего, мы затрагиваем тему «энергетический вокал». Механизм его происходит следующим образом: во время вдоха диафрагма ударяет по энергоемким органам — печени и почкам. Во время этого удара происходит всплеск энергии, что я и называю вокалом. Детям я объясняю так: ты вдохнул, в животе зажглась лампочка, пошел свет, и вот этот свет и есть вокал. Неэнергетический вокал — скучный, неполётный звук, хоть и будет правильное звукоизвлечение. Есть много вокалистов, которые поют очень хорошо, но певцов среди них — единицы, когда ты не понимаешь, что происходит, но на тебя этот голос влияет. Вот она, энергетика. Причем, как ни странно, в записи эта энергетика сохраняется.

Дыхание — основа. Механизм раз и навсегда разработан природой, от рождения у человека все правильно. Заметьте, как ребенок дышит, и вы увидите. что у него животик поднимается. Все остальное, что у человека ему кажется удобным, это уже следствие неправильных воспитательных действий взрослых и т.д.

Сохнет в горле при занитиях вокалом

Во время занятий вокалом, конечно же, происходит вентиляция легких, слизистая оболочка в гортани сохнет. Значит, нужно через промежутки времени пить пару глоточков воды, не доводить до такого состояния, когда уже все пересохло. Воду простую, негазированную. Со мной был случай, когда я хотел сильно пить, забежал за кулисы и хватанут газированной воды. Вышел к микрофону и в ответственный момент в микрофон адл отрыжку. Зал упал со смеху. Позорище.

Энергетика вокала

Если мы сейчас говорим об энергетике, это необходимый момент. Но это не значит, что при работе с нашими упражнениями на дыхание сразу должно все появиться. Нужно научиться просто сцеплению дыхания и голоса. Нужно понять, что все управление идет из живота. И вот, нужно найти эту точку опоры, а у многих, когда они впервые ощутят эту точку опоры может возникнуть страх, как будто что-то непонятное происходит. Но это недолго. В основном, когда человек нащупал эту точку опоры, у него возникает чувство эйфории.

Что дальше

Сейчас мы перейдет к такому моменту, как я называю, раскричать голос. Я все время напоминаю, что это не профессиональная школа, она для любителей. Причем если в профессионалы уходят только одаренные, как правило, то в любительском искусстве очень много людей не одаренных музыкально, но они могут достичь хорошего уровня в вокале за счет труда.

С дыханием мы разобрались, надеюсь. Попробуем заняться сцеплением: основываясь на опоре дыхания издавать звуки уже с тем, чтобы раскричать голос.

Дата публикации: 10.08.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 7
  1. Здравствуйте! спасибо громадное за уроки, много почерпнул уже)) так как урок резюмирующий, хотел бы для себя поддытожить, уточнить:
    первоначально мы вдыхаем, притом в живот, как бы расширяя его.
    затем при извлечении звука мы живот не втягиваем, а оставляем вытянутым? но при этом надо напрягать мышцы пресса получается, поэтому поидее живот напрягается прилично?
    и третье — при извлечении звука надо живот еще дальше вытягивать, больше чем он был во время вдоха? а если живот на пределе? или другие ощущения какие?
    и все же, как регулировать громкость. то есть давить сильнее, то есть сильнее выпячивать живот?

    я наверно туповат, но просто хотел бы эти вопросы пока для себя разьяснить)) спасибо за уроки! и за ответы заранее спасибо) отличный преподаватель, жаль не в Питере) и вам спасибо за такую ценность)

    • Лех, я до сих пор пересматриваю уроки все, не стесняйссо смотреть саныча по несколько раз. Он дело грит, просто иногда мы невнимательно его слушаем.

      1. Вдыхаем животом (а не вдыхаем и выпячиваем живот), почувствуй связку (сцепку) вдоха и выпячивания — она там есть. Просто пощупай ощущения, уверен поймаешь.

      2. Живот выпячился по причине того, что нижние бронхи наполнились воздухом, они давят на диафрагму и животу с кишками и сосиськами деваццо некуда — он и выпячивается. Потом, набрав в БРОНХИ кучу воздуха (из-за чего пузевич надулссо) — мы чувствуем натяжение диафрагмы, не очень приятное ощущение (типа как чуть под дых дали) — т.е. диафрагма натянута. И теперь выдуваем звук как будто дуемся на унитазе (немножко похоже). Попробуй покачать звуком и ощутить что ты его выдавливаешь именно диафрагмой (какотельными усилияме).

      3. Напрягать мышцы пресса не обязательно… для квадратиков полезно, для пения не очень )))) Сари, ты не прессом это делаешь, а диафрагмой. Ща постараюсь объяснить. Помнишь фразу из мультика Пёс — барбос «ну ты эта, если чо захади….» — сиплым голосом таким. Попробуй такой сделать, почувствуешь опору… иначе его не сделаешь. Потом попробуй как бы прочистить нос сильными выдохами с закрытым ротом. Ты увидишь как работает диафрагма, а не пресс. To попробуй покашлять со свистом… попробуй этот свист продлить. To можно попробовать посмеяццо со свистом — тоже самое.. просто почувствуешь источник подачи воздуха. Вот это она — диафрагма! Поулавливай этот момент и отпишись как да чо у тебя там?

      4. Не запаривайся особо деталями, ты жеж представляешь как это делать, просто боишссо накосячить… тут надо счупать.. я санычу постоянно такие вопросы задавал, он бесилссо все время ))) Ты ни секунды не туповат, а наоборот — ты умничка, что задаешь такие вопросы! Давай пробуй — отпишешься как да чо, ежели чего — сними на мобила и вышли, посмотрим чо у тебя там.

  2. во, спасибо громадное, много прояснилось мне))про пса-барбоса точно — только животом и можно) на самом деле — очень помогли мне советы, но все же самое главное — практис, практис, практис))
    вроде как помогает занятие именно мычание,т.е. «корова» — действительно наверно оно самое лучшее для опоры) еще слышал, что рычание протянутым и ровным «Р»- тоже хорошо ее задействует.
    кстати — у меня живот сильно не выпячивается когда я стою, практически нет ощущений (может потому что я ну очень тощий)), а вот сидя чувствуется больше, надеюсьэ то нормльно)
    и еще момент про диафрагму и опору — странно, но в некоторых видео школах встречал, что когда обьясняют про опору дыхания — наоборот живот как бы втягивается о.0 как то заинтересовало меня это, интересно, что Аркадий Александрович скажет по этому поводу.
    вот например тут
    http://www.youtube.com/watch?v=_bAVmK7n0fs
    и вот тут вроде как тоже
    http://www.youtube.com/watch?v=JDhmvRQezaI&playnext=1&list=PL30945BF101347A04&feature=results_video

    и, если такое будет, возможно — интересно было бы иметь полный набор упражнений на ежедневные занятия) например — распевка, дыхание, «чикаго» ) я просто раздолбай жуткий, и если у меня нет структуры ежедневной (еще желательно результаты записывать, что бы потом, в случае пропуска — моя советь меня стыдила бы))) — то обычно все выходит не очень хорошо)

    спасибо громадное за сайт — за море информации и за ответы на вопросы! мое громадное уважение вам!

  3. Привет! Ежедневные упражнения — чикаги они и есть, на этом этапе еще упражнения по дыханию, если у кого с ними еще траблы. У тебя судя по всему все ок, дальше пойдет веселее. Планирую засесть, сейчас сайт обновляю, дезигн новый типа ))

    По поводу видосов — видал, видал. 🙂 Лично я воздержусь от камментов по этому поводу, я даже Санычу этот вопрос задавал … он говорит, что сколько вокалистов — столько вокальных школ. Саныч вообще дядька весьма тактичный … сомневаюсь, что он выдал бы что-либо радикальное по этому поводу. Так что развести его на горячую полемику с пеной у рта нам вряд-ли удастся. 🙂 Мы только начали и результатов пока мало, но лично я их чотко чувствую. Именно поэтому мы и планировали с ним снять СЕРИАЛ, а не сухую теорию. В качестве исходного материала, куска глины, выступает ваш покорный рукожёпый слуга, который не умеет петь… Мы учимся вместе и раздолбай я еще тот, так что упражнения я делаю не с такой пердичностью как хотелось бы в идеале. Так что думаю пробовать всякие техники можно («Любое прикосновение к голосовым связкам = полезно!» Арк.Санч), а вот какую из них выбрать — вопрос интимный и индивидуально каждого. Думаю, что я соберу все вопросы и попрошу мэтра 🙂 ответить на них.. сделаем небольшой ФАКъ. Спасибо, что смотрите… удачки!

  4. согласен — разные школы разные подходы) просто интересна сама суть — поидее действие одно — давление диафрагмы и создание опоры — но там поджимают живот — мне кажется что все таки в данном вопросе истина одна — поэтому дико интересно что Аркадий Александрович скажет по этому поводу)
    насчет фака поддерживаю — было бы замечательно и жду редизайна сайта))

    • Да, сей итальянец известен своим пением в рекламном ролике сладеньких леденцов Ментос. Смотреть здесь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *