Уроки вокала для начинающих (часть 1)

Я

чертовски рад сообщить о начале публикации ряда видео уроков вокала без регистрации от одного, как я считаю, из ведущих российских вокальных педагогов — Аркадия Александровича Арзамасцева, из под чуткого руководства которого вышло достаточно много мощных рок и джаз вокалистов. Хотя сам он позиционирует себя в любительской отрасли вокала, потому как работает и с детьми, и с простыми любителями с самого нуля, и с профессионалами. И лично я в этом вижу некую его священную миссию. Вы также сможете скачать в последствии какие-то упражнения, которые у нас будут периодически в этой рубрике.

Вокальный педагог Аркадий Александровчи Арзамасцев

Мне давно мечталось рассказать вам об этом уникальном человеке, и эта идея не давала мне порой сна. Если честно, я переживал, что Арк Саныч (как его называют его ученики), наверняка, откажется от популяризации своего огромного опыта, своих уникальных методик развития вокала, тем более, заснять все это на видео. Как вы понимаете, на это могла быть целая уйма причин. Но, к великой нашей с вами радости, он совершенно без колебаний согласился и, более того, — загорелся этой идеей и для меня это особая и, конечно же, большая честь представить вам новую рубрику — Вокальная мастерская Аркадия Александровича Арзамасцева.

В этой рубрике Аркадий Александрович будет обучать меня вокалу, а я обязуюсь его во всем слушаться. Если кто-то считает, что я уже как бы умею петь, то тут я вынужден оправдаться. Я не пел уже почти 3 года, за которые заработал бронхиальную астму, во время съемок у меня жосская аллергия и еще, к тому же, хронический тонзиллит (вы услышите как я постоянно откашливаюсь – вот то-то и оно). Так что я считаю, что наши шансы с вами совершенно равны. В любом случае, по мере возникновения вопросов я буду их перенаправлять непосредственно Арк Санычу и публиковать на них ответы здесь — в комментариях.

В этом (больше теоретическом, нежели практическом) вступительном видео, сказано об очень многих существенных моментах в вокальном искусстве. Аркадий Александрович рассказывает о вокале, дыхании, вокальных педагогах, каким образом происходит обучение вокалу, о некоторых терминах вокала, о тренировках, о вокальных диапазонах, сломах и порогах, интенсивности занятий и как быстро настанет от них эффект и отдача.

Ну, первый блин, традиционно, у нас получился комом: в интервью было очень много материала, и первые 2 части видео пришлось снимать разрешением 320 х 240. Следующие пойдут уже в 640 х 480. Ну, это техническая сторона.

Как я познакомился с Арк Санычем? Дело в том, что изначально я занимался на барабанах у его сына — Александра Арзамасцева (барабанщик Bering Strait) и совершенно случайно напросился к Арк Санычу, работающему в соседнем кабинете, позаниматься со мной еще и по вокалу. Просто так – для общего развития. Месяца через 2 я, к своему удивлению, совершенно свободно орал Брюса Дикенсона, Бона Джови и Роберта Планта. Ну и кто слышал вокал в Barsoom и Lifeform могут судить об этом сами – до этого я совершенно не умел издавать из себя никаких внятных звуков (кроме разве что…), и, конечно же, у меня не было никакого врожденного вокального дара. Методика была чертовски эффективна и она, по большей части, базировалась на индивидуальном подходе к физиологическим особенностям ученика, его психологии. Это действительно интимная работа и? вполне вероятно, что этот видеокурс подойдет не всем. Но именно для этого здесь сделаны комментарии.


Как научиться петь самостоятельно (текст урока)

АркСаныч: Я часто всем советую: учитесь у детей. Они звук извлекают правильно. Имея от природы правильное дыхание, взрослые потом его портят. Они приучают дышать, как они. А сами дышат, как их научили когда-то.
Когда слышим, как ребенок смеется — это готовая технология вибрато в голосе. Когда он эти звуки исторгает, у тебя иногда уши закладывает. А ведь легкие у него маленькие. И какие мощные звуки. Потому что все делает правильно. И обрати внимание на животик, он напряжен.

Если ребенок идет в школу, имею в виду хоровой коллектив, там дирижер показывает, когда брать дыхание. Но никто не показывает, как надо, какие должен быть вдох.

Если почитаешь учебники по вокалу, увидишь, что все школы вокала сходятся в одном: в дыхании. Дышать во всех направлениях — это самое главное. И называется это опора дыхания. Т.е. вдох делается животом. Аналогия с полиэтиленовым пакетом: если взять его за верхние кончики и пустить туда воздух, пакет заполнится наполовину. Если взять за дно и за верх, сжать и растянуть — пакет заполнится полностью.
Легкие — похожая ситуация, ты вдохнул пузырьки, они раскрутились вокруг своей оси, на выдохе — обратный процесс. Но грудным дыханием ты если надуешь грудь очень сильно, ты заполнишь максимально на 40%, а так — 20-30% обычно.

Когда ты вдохнешь животом, т.е. диафрагма сработает, легкие заполняются где-то на 80%. На 100% нельзя, это приведет к летальному исходу.

Опора дыхания на вдохе и выдохе

Сергей: Что же такое опора дыхания?

АркСаныч: Это диафрагма, которая во время дыхания ударяет по энергоемким органам — печени и почкам. Выделяется сгусток энергии, то, что я могу называть непосредственно вокалом. Дальше, во время выдоха, который тоже надо делать правильно, живот идет вперед, как на вдохе. Живот на вдохе и выдохе работает одинаково. При вдохе живот надувается и выпячивается вперед. При выдохе живот остается в том же положении. В качестве упражнения, сожмите кулак и поднесите его к животу на вдохе. На выдохе место кулака не меняйте, давите на него животом (не наоборот). Это упражнение я бы назвал животом в кулак, не кулаком в живот.

Сергей: Получается, напрягаешь пресс, как на унитазе.

АркСаныч: О! Педагог Гнесинки Мира Львовна, она сейчас на пенсии, она ученицам своим говорила, что на выдохе нужно натужиться. Она говорила, по аналогии с унитазом, правильный выдох — это как когда сидишь на очке при сильном запоре.

Мой педагог по вокалу говорил, что нужно живот из ребер раздвигать. Но как, это же невозможно. На выдохе — ребра в стороны. У моего педагога физически ребра расходились немного в стороны, т.е. это возможно для натренированного человека.

Но смысл заключается в том, что, когда ты волевой посыл делаешь на низ ребер, заставляешь воображением их расширяться, они, по крайней мере, не сужаются и держат диафрагму в натянутом состоянии. И вот она, опора дыхания.

Певцы и вокалисты

Сергей: Так, получается, что все вокалисты этим занимаются, стоя на сцене? Это же все-таки физически емкое упражнение.

АркСаныч: Не нужно путать концертное выступление и учебный процесс. Мы говорим о тренировке, учебном классе. Если у человека уже наработанный механизм дыхания, ему не нужно думать про расширение ребер и т.д. Цель занятия — наработать определенные приемы. И, уже когда ты выходишь на сцену, работает двигательный центр и эмоциональный. Эмоциональный, значит ты сопереживаешь, делаешь музыку, как я это называю. Тут уже не думаешь, куда звук послать, и что с ним сделать. Эмоциональный центр, или, если примитивно сказать, душа, это ты проживаешь эту песню. Собственно, этим и отличаются певцы от вокалистов.

Вокалист может правильно звуки извлекать, но не соображает, что он поет. А певец — это симбиоз выразительности, или души, и техники. Но первоначально ты начинаешь обучать вокалиста, а воспитываешь — певца. Но, опять же, для вокала, особенно в детском возрасте, мало навыков вокальных. Нужны еще и навыки теоретические, т.е. гармония, разрешение и т.д.

Можно ли научить вокалу?

АркСаныч: Я утверждаю, что в вокале невозможно научить. Единственная отрасль музыкального творчества, где только помогаешь, индивидуально. А обучается ученик сам. Это моя такая позиция. Объясняю, почему. Считаю, что педагог, который говорит: «Я знаю, как!», он просто врун. Потому что нет в вокале ни единого ответа на вопрос: «Как?» Потому что там нет рецепторов, там нечем управлять. Мышцы, которые ты принципиально не осознаешь. На фортепиано педагог обучает, как ставить пальцы и т.д. А тут ничего.

Ты говоришь ученику:»Дай ближе звук». У него закономерный вопрос: «Как?» Ну, от силы ты можешь показать.

Сергей: Можно сделать вывод, что нет каких-то музыкальных законов, делать так, так и так, и у тебя получится? Общей формулы нет?

АркСаныч: Ну, скорее всего, именно так. Всё очень индивидуально, я бы даже сказал, интимно, между педагогом и учеником. Идет элементарный поиск. Ты услышал у ребенка правильный звук, нужно, чтобы он запоминал ощущения. Это целая тема: вокал в ощущениях. Запоминай, не сразу, конечно. Но ты потом опять попадешь в этот звук, и я тебе скажу опять, чтобы ты запоминал ощущения. И так постоянно. Т.е. терпение надо иметь. Некоторые дети талантливы, у них сразу получается.

Вокал — это сплошной позитив, в нем не должно быть негатива. Ты помогаешь ребенку, но обучается он все равно сам. Есть гениальная поговорка: сколько певцов — столько вокальных школ. У великого Карузо, еще в 1909 году, спросили: «В чем секрет Вашей вокальной школы?» А он сказал: «Видимо, эта вокальная школа годится только для меня.» И автор статьи, которую я читал, согласен, что в искренность такого заявления можно поверить. Потому что Карузо попытался однажды преподавать вокал по своей методике и сорвал голос очень талантливому ученику. С тех пор Карузо больше не занимался преподаванием.

Так вот, повоторю, сколько певцов, столько вокальных школ. Каждый певец изобретает свою школу.

Сергей: Так мы создаем свою школу?

АркСаныч: Я вот когда с ребенком занимаюсь, повторяю ему, что он сейчас изобретает свою индивидуальную вокальную школу.

В одном учебном заведении педагоги, чтобы денег заработать, берут больше учеников. Скажем, 15 человек. Для индивидуальных занятий, для педагога — вокалиста, 15 человек это много. Вопрос денег. Да, набирают. И педагог, имея достаточно известное имя, запускает в класс 15 учеников, и концертмейстер с ними со всеми одновременно занимается. А у каждого — индивидуальные особенности. Только индивидуальные занятия могут быть в школе вокала.

Я не теоретик, я практик и высказываю соображения, с которыми многие могут не согласиться.

Дыхание

АркСаныч: Есть вокальные школы, которые читал и видео смотрел, посвящают только одному дыханию очень много. На уровне спорта. Не знаю, мне, например, в любительском искусстве не приходилось столько времени затрачивать на то, чтобы отрабатывать дыхание. Где-то через неделю у ученика уже опора дыхания поставлена. На самом деле, ничего не надо усложнять. И нельзя какие-то приоритеты приписывать одной отрасли этого творчества — дыханию, опоре звука. Это все вместе работает.

Конечно, ученик приходит, он хочет уже петь произведения. Поэтому, я не сторонник засаживать ребенка за упражнения, так называемый постановочный цикл. Я считаю, что и над произведениями надо тоже работать. Отнесись к этому произведению как к одному из упражнений. Параллельно с упражнениями отработать какую-то песенку.

Я, например, преподаю рок-вокал в первую очередь. Затем, джазовый вокал. Почему рок-вокал? Потому что он экспрессивный, на нем лучше всего можно разработать гортань. Что первоначально я делаю, это не есть вокал. Это просто раскачивание гортани, голосового аппарата. И, главное, никогда не нужно сильно стремиться к тому, что в вокале будет сиюминутный результат. Это просто невозможно. Почему? Потому что этого не может быть.

Ломка голоса

АркСаныч: Юношеский петушиный голос — еще не мужской. Тут ограниченность диапазона. Но это отдельная тема, как работать с «мутантами». Возраст мутирования голоса — от 13 до где-то 16 лет у пацанов, у некоторых раньше начинает ломаться голос.

Можно ли развить способности к вокалу?

Сергей: Есть люди предрасположенные к пению, не предрасположенные…

АркСаныч: Это интересная тема. Есть, так называемая природная постановка. Приходит к тебе человек, а его учить ничему не надо, он и так поет. Это касается также и музыкантов с абсолютным слухом. Это природой заложено.

Сергей: Можно ли научиться петь?

АркСаныч: Если у тебя от природы не заложено, то ты можешь развить свой слух до абсолютного. И это будет называться относительный слух. Но если ты прекратишь его поддерживать, у тебя уйдет этот абсолют. А кто родился с этим, с ним ничего не сделаешь, у него останется абсолютный слух. Конечно, наличие таланта, именно вокального, желательно. Наличие тембрально красивого голоса тоже желательно. Но не это главное. И не главное вокальный диапазон. Некоторые стремятся все выше и выше забраться, нет он старается. В результате связки срывает.

Связки

АркСаныч: Один певец приехал ко мне, он готовится на Юрмалу, с травмированными связками. Я слышу, отправляю его к фониатору, который находит на связке рану. А я все время говорил, что не надо фанатеть, не надо прыгать выше головы. Нельзя на негативе, превозмогая себя. После этого связки хоть выплевывай. Не фанатейте! Сплошной позитив и всё!

Связки — это музыкальный инструмент, который человеку боженька отпустил на халяву. Скрипка Страдивари стоит миллион долларов (температурный режим соблюдается, пылинки сдувают). А тут музыкальный инструмент, за который ты ни копейки не заплатил, мы не бережем. Хотя он дороже всех скрипок Страдивари вместе взятых.

Сергей: Ну, допустим, рок требует повышенных ария-подобных звуков…

АркСаныч: Так до этого дожить надо. Ты искусственно не добьешься , травмируя себя. Поэтому если ты пришел в рок-вокал, драйва нужно в голосе. Начинаешь выдавать скриминг, шаут. Я уж не говорю о хеви-металл, где вообще чистым голосом и не пахнет. Этому всему научишься, не травмируй связки. Может быть только нормальное ощущение першения по мягкому нёбу и всё. Но связки-то не трогаются, с ними ничего не случится.

Сергей: А если тяжело идет, а петь надо?

АркСаныч: Водичку поимей с собой. Потому что во время вокала интенсивное дыхание, слизистая оболочка сохнет. Некомфортно петь. Соответственно, уже и прохождение звука затруднено. Попей водички, негазированной, глоточек-два. Это касается, особенно, студийной работы. Но все равно есть предел человеческих возможностей, за который переступать нельзя. Иначе всё, связки можно выплюнуть.

Сергей: Должен ли педагог уметь петь?

АркСаныч: Я предпочитаю в вокале сам не извлекать никаких звуков, потому что я не считаю, что это правильно делаю. Я не могу служить эталоном звука, поэтому я беру Иру Отиеву, вырезаю кусок из ее песни и превращаю его в упражнение. И ставлю цель: прохождение порогов, верхушка, головной регистр и т.д. Для мужиков беру песню Chicago в качестве упражнения.

Регулярность занятий

АркСаныч: Я говорю о том, что не надо много, но надо каждый день. В этом заключается система: одни и те же упражнения, с изменениями, естественно, но каждый день. Если я беру ученика, я говорю ему, что он подписывает себе приговор на всю жизнь. Ни дня без вокала!

Сергей: А если я стесняюсь петь дома?

АркСаныч: Ребята, я, конечно, понимаю ваши проблемы, но если я буду из-за ваших проблем делать вам поблажки, я буду не прав. Вы ничему не научитесь. Поэтому, ищите возможности.

Дата публикации: 06.07.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 12
  1. Вот тоже хочу научиться хоть как-нибудь петь (в дополнение к электрогитаре — около 5 лет занимаюсь и продолжаю). Интересная очень информация у Аркадия Александровича, и рассказывает увлекательно — не знал про правильный выдох и живот, думал наоборот все надо делать…Буду потихоньку вникать.

    Кстати, а будет ли в дальнейших уроках «матчасть»? Ну если работа над вокалом пойдет успешно, то после 3-4 месяцев захочется записать себя и послушать со стороны. Особенно следующие вопросы актуальны (к сожалению интернет не помог):
    — бюджетный микрофон, пригодный для домашней записи (наверняка динамический, а вот какая модель — неизвестно, трудно без опыта оценить ту или иную модель, ну и бюджет попроще хочется, там тысячи 2 с кабелем вместе…);
    — звуковая карта (почему так ругают AC97 (шумы или ещё что-то), в чем смысл «крутых» карточек, и что за usb-интерфейсы сейчас появились — это внешняя звуковая карта в коробке и проводом usb???);
    -микрофонный предусилитель (кто-то говорит, что он нужен только для конденсаторных микрофонов, кто-то уверяет, что он нужен обязательно для любого микрофона; как мне кажется, предусилитель есть уже в звуковухах (вход MIC), а вход LINE-IN — это вход без усиления).

    Т.е. вот в этих вопросах совершенная путаница, а бюджет, естественно, «семейный», а не «студийный», и хочется раз купить и использовать на все случаи жизни универсальный аппарат.

    P.S. Клёвый сайт

  2. В Barsoom и Lifeform вокал супер! Не верится, что можно за пару месяцев занятий научиться так петь. Спасибо за школу, будем пробовать).

  3. Очень понравилось данное видео-всё подробно и ясно-особенно про опору порадовало))))Долго ищу в инете,как и с чего начать бы заниматься-буду пробовать эти видео-уроки))))))

  4. Привет Евгений.. прости что так долго не отвечал.. все стремлюсь побольше наснять, а уж потом засесть за ответы. И получается все как-то через попь. Упражнения по записи голоса уже в стадии монтажа, а так как монтажник, он же режиссер, он же актер и сценарист, он же программист, верстальщик, дизайнер и еще богзнает чего — не совсем оперативно удается все выложить.

    Конктрено этот урок готов. Будет на след неделе…

    Вообще, анонсну.. будет не только запись своего голоса, будут распевки и сочинения вокальных партий. И вот я задумал изначально разбавлять видосы Саныча своей домашней практикой, но резко переключился на барабанную школу. Со следующей неделю я засяду за пение, не смотря на то, что у меня обострение астмы (собака совсем достала). И уже ингаляторы не помогают…. но не смотря на это будем осваивать пение со слюзью на связках.. вполне себе замечательное название для будущего видоса ))

    Отвечу на твои вопросы, насколкьо компетентен

    1. Микрофон тысячи за 2. Такая же проблема была, решилась покупкой Shure PG58. В сумме глуховат, но это не помешало записать и отрелизить альбом Barsoom и Lifeform именно им. Не смотря но общую глухость у него дастаточно правильная середина. Был такой-же опыт с Senhizer — первое впечатление резко лучше шура. Но в процессе сведения (а сводил собсно я самъ) — середина странная, выгибать приходится эквалайзером ве вокруг. Ну это мои запары, думаю что куче народу он подойдет замечательным образом. Сейчас достаточно широкая линейка совковым микрофонов октава. Только надо обязательно приобрести предусилок и это вопрос —

    2. Мне порекомедовали Дигилаб совковый.. на студии он прошел испытание огнем и водой и показал себя вроде как надежным. Купил, нареканий не имею. Подробнее тут — http://www.digilab-pro.ru/
    Про «ламповые» и прочие китайские придумки и завлекалочки. Сейчас все эти лампы — полная чухня, имхо. У знакомых есть ламповые, один постоянно их меняет, второй утверждает что лампа это просто горит чтобы было ясно, что прибор вкучен )))) предусилок нужен вообще для того, чтобы микрофон был слышен. В линию он запишется с едв уловимым уровнем сигнала и когда ты его отнормалайзишь, вылезет и уровень шума. Он то тоже записывается.

    3. По поводу карты. У меня m-audio delta 24, 2канала, 24 бит и поддержка АСИО. Собсно мне хватает, нареканий не имею. Достаточно стабильная, хотя уверен, что есть куда круче карты. Еще знаю неплохая mia midi и бюджетные esi. Почему ругают карты-затычки, потому вот, о чем я написал вверху… отсутствие ASIO (виртуальные инстурменты и vst эффекты будут работать с существенной задеркой, т.е. практически невозможна работа в режиме реального времени), высокий уровень шума, который при нормализации громкости также нормализуется и будет шипеть на вокале рядом с тобой и последнее — херовый АЦП — чип, преобразующий аналоговый звук с микрофона — в цифровой на компьютере. Сам опыты не ставил, но читал, что потреи при прогоке аналогового звука через дешевые АЦП получаешь в итоге полное г. Хотя опыт конечно интересный.

    Никогда я не буду ругать карту SBLive — шикарная карточка, но к сожалению очень сильно устаревшая. Есть сейчас звуковые карты типа ASUS с космическими характеристиками, разрывающими вышеупомянутые модели… но почитав в маркете отзывы меня это сильно насторожило.

    Ну с другой стороны там отзывы и на м-audio тоже не фонтан. Короче надо пробовать и делиться опытом, чтобы другие не вляпывались.

    Для меня — шо семейный, шо студийный — один хрен, моя сфера музыки исключительно любительская, так что выводы делай сам ))

  5. YNBLPB: да, но лично я так уже не смогу петь просто потому, что тушка уже не хочет такого ужаса. Саныч поставил меня на более удобные рельсы сейчас и я все сильно упростил, оказывается я не тем местом все это орал и усирался до головокружений. Сейчас собираемся писать новый альбом Barsoom, все партии пришли на свои нормальные тональности и тональнось песен в целом сейчас подбирается именно под «звучащий» голос, а не наоборот — усираться чтобы дотянуть.

    Знаешь что я обнаружил? То, что я не слушаю усирающихся вокалистов ВООБЩЕ. Они дюже напрягают… Слушаю расслабленных Боуи, Джагера, Леннона, Митчелл, Маккартни.. как-то проще жить с такой подачей, легче на душе. А когда происходит выворот толстой кишки при попытке дотянуть до «этой» ноты — как-то сам начинаешь невольно паниковать. Так что вот такое маленькое наблюдение. В ближайших домашних заданиях мы об этом поговорим. Спасибо что подписываетесь и делитесь моим сайтом в соцсетях кстати )))))

    • Очень полезное дело делаете( я про сайт и съемку видео). Не удержалась поделилась с друзьями в соцсети. Сама занимаюсь вокалом год, но результаты не очень радуют. К сожалению, преподаватель не очень хорошо объясняет и, в итоге, занятия малоэффективны. А ваши ролики мне во многом помогли и то, чего я добивалась пару месяцев, у вас рассказано в пяти минутах ролика. Огромное вам спасибо))

  6. Невозможно поделиться в Twitter уроками. Не пропускает адрес. Посмотрите, что можно сделать. Жалко такое сокровище прятать!

  7. Сергей, спасибо за развёрнутый ответ. Про «усирающихся» вокалистов понравилось), тоже пришёл к выводу, что мне такое не нравится. Очень в последнее время импонирует вокал типа Bryan Ferry, Mark Knopfler, Ronnie Wood, Julian Lennon — старею наверно). А сам пишу вот такую музыку: http://www.realmusic.ru/nechemkryt/
    Вокал есть желание переделать, пересвести всё, но пока никак). Тоже всё приходится делать самому.

  8. большое спасибо за уроки! мне бы такого преподавателя, жаль живу очень далеко. начала упражнения на дыхание, но на выдохе живот возвращается в исходное состояние и ничего не могу с этим поделать(( с книгой на полу вроде получается, а стоя все без толку.
    и такой вопрос, про вдох через нос: а при пении как? начать можно и через нос, а потом в процессе воздух добирать все равно ведь через рот приходится. через нос просто не получается. или потом уже не суть важно?

  9. Вы хотите, чтобы Ваш голос лился свободно и красиво во время исполнения песен?Чтобы Вас не смущали высокие ноты, слишком тихий извлекаемый звук и неуверенная вокальная интонация?Подробности тут http://goo.gl/g0vE47

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контрольный вопрос (проверка на спам): * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.