Вокальная мастерская с Арзамасцевым (часть 7)

О

чередное, 7-ое по счету, видео от Аркадия Александровича Арзамасцева. Что хочу сказать, данный видео урок — это новый этап в наших вокальных занятиях, мы переходим к теме подражания (или пародировани.) — т.е. теперь мы пробуем копировать различных вокалистов, изучая таким образом их технику и манеру пения. Браза, это вообще исключительная методика, ее можно развивать самостоятельно и до бесконечности. Вот об этом тут очень подробно рассказано.

Также, очень интересно тут рассказано, как нам самостоятельно заниматься вокалом, какие вокальные упражнения делать и сколько времени на это тратить. Также, очень любопытная тема об англоязычном и русскоязычном пении, в чем разница и с чего лучше начинать обучение.

Аркадий Саныч, как всегда, шикарен, (жжот). Очень порадовала тема про русскоязычный и англоязычный вокалы, особенно в отношении рокынрола. Также истинные вещи сказаны по поводу того, что если стараться — результат как правило ожидай некудышний. Лично я много раз убеждался в этом на собственной практике, порой я так и слышу как группа «ну из кожи вон лезет» чтобы все правильно у них получилось. И это если честно стало напрягать, это «старание» или «ввыслуживание». Лечусь от этого в основном Роллинг Стоунзом (которым пиливать на правильность попадания и вообще), отдыхаю слушая Дэвида Боуи в частности. А старатели поддостали, научиться не выстрадывать в музыке- это тема конечно очень большая, думаю требует отдельного повествования. Но от нас сейчас это не требуется. Musicworker находится еще в самом начале становления и я из кожи вон вылажу, чтобы наполнить его интересными видеоуроками и статьями. Медленно все идет, гадство, постоянно приходится прерываться на заработки. )) Так бы сел и через пол года тут было бы все обо всем и больше. Я к этому стремлюсь, чтобы вы знали и не покидали меня (собсно подписывайтесь на RSS).

Упражнение «Chicago»

Текст урока

C чего начинать занятия по вокалу

Чтобы продолжить наши занятия, мы должны сейчас опять вернуться к тому, с чего начали и дальше, когда мы занимаемся, что-то новое появляется, все время начинать занятия нужно с того, что уже пройдено. Вот, как бы я рекомендовал самостоятельно строить занятия:

Опора дыхания

1. Начинать с дыхания немного, вспомнить. Мы добиваемся так называемого сцепления. В вокале сцепление — это управление подачей голоса из живота. То есть диафрагма является опорой, фундаментом. Значит, прежде, чем мне заниматься непосредственно вокалом, вспоминаю про живот (парочку вдохов-выдохов).

Сцепление

2. Теперь попробуем издать звук вместо выдоха, любой. Главное — почувствовать, как этот звук становится на диафрагму. И у многих учеников возникает ощущение какой-то точки (точка опоры). Когда словится это ощущение точки опоры — вот это я и называю сцепление. То есть звук встал на диафрагму. Причем я рекомендую все время вызывать зрительные образы этого звука. Я сейчас не говорю про какие-то более сложные вещи (понятие измерений, голос с четвертого измерения — это нам не надо сейчас. Все очень просто. Издаем звуки, опираясь на диафрагму.

Мы не гонимся за красивыми звуками. Я призываю гнаться за комфортными ощущениями внутри, потому что если я исторгаю какой-то звук, а он мне нравится, значит это мой звук. И неважно, что мне придут и скажут: «Ты что!» Даже если стонешь, это ты стонешь и это твое. Погоня за красивым звуком приведет к тому, что это будет все немузыкально. Во-первых, понятие красивого звука у каждого свое, во-вторых, ты стараешься и, по закону парадоксов, ты получаешь все наоборот. Вообще, я говорю: «Не гонись за результатом, балдей от процесса!» Главное — процесс. То, что ты в данный момент занимаешься, исторгаешь из себя звуки, вот это — главное. А результат так или иначе придет, в этом можно быть совершенно уверенным.

Значит, главное — процесс, результат не главное.

Еще раз повторю: опора дыхания и сцепление. Попробуй.

Ты контролируешь себя (ладошку клади на живот) и начинаешь ощущать. Много это делать не надо.

Упражнение тянучки

3. После этого ты переходишь к «прозе», к тянучкам. Это же скучная работа. А ты сделай для себя это интересным, ты покайфуй над самим процессом, что из тебя изливается звук. И вот ты на опоре тяни звук. Включаешь себе упражнение и начинаешь все гласные пропеть. Но это не очень интересно. Берешь прием, который я называю экспериментом с собственным голосом. Тяни звук так, как тебе хочется (меняй положение губ, гортани). Не бойтесь петь противным голосом. Противен он только в вашем понимании. Вообще в нашем русскоязычном понятии, нужно правильно ноту взять (звук). Ничего подобного. Когда мы начинаем англоязычные песни работать, пользуясь представлениями именно русскоязычными, для нас, может оказаться некрасивым вот эти гнусавые звуки. И вот, когда поэкпериментировали, не надо много, не надо упираться, минут 5, над тянучками.

Существует целый комплекс упражнений, но на начальном этапе не нужно загружать себя упражнениями.

Подражание вокалу

И вот, мы приходим к такой части, самой интересной, к обезьянству. То есть подражательству. Многие педагоги выступают против подражательств, но, я считаю, что, подражая, пародируя, мы начинаем влезать в специфику вокальной артикуляции. И необязательно будет получаться, особенно сначала. Но в дальнейшем человек начинает обретать определенную свободу, потому что только через практику человек может понять, что с того момента, как начал он обучаться вокалу, он изобретает свою вокальную школу. И это постоянно нужно помнить. Почему я говорю: «Кайфуй над процессом»? Да потому что начинается творческий процесс, он не должен быть скучным, потому что ты все время помнишь, что это ты изобретаешь. Тебе говорят: «Сделай бу-бу-бу», чтобы почувствовать открытие гортани в плоскости. Я так делаю, ты делаешь по-другому. Но то, что ты сдела — это твое; то, что я — это мое.

Когда мы переходим к подражательству, в конечном итоге подражательство приводит к правильной манере исполнения, но затем появляется свобода. И когда ты уже начнешь петь по-своему то же самое, у тебя манера сохранится. Но это уже будет индивидуально. Так вот, к индивидуальности подойти можно только через подражательство. Даже те педагоги, которые выступают против подражательства, но на первых порах, когда педагог показывает тот или иной звук, ученик все равно начинает подражать, но — педагогу. Но я не гарантирую, что я так могу изобразить звук, что тебе скажу: «Вот это — эталон». Поэтому я прибегаю к данному этапу.

Упражнение на подражание вокалу

Состоит он в следующем: я беру какую-то фразу из известных групп, исполнителей и делаю из нее упражнение. Как правило, это небольшие фразы, они легко запоминаются. И первый раз ты сталкиваешься с таким упражнением, условно его так назовем, где уже есть эталон звука. Как ео делать? Я ставлю, ты слушаешь, потом тебе становится понятным, что нужно петь. Ты начинаешь делать попытки. И не надо смущаться и расстраиваться от того, что попытки в твоем представлении — плохие. Любое прикосновение к голосу полезно. Все, что голос делает — полезно. Навредить можно только по дурости.

Певрое, очень хорошее упражнение — это вырезка из группы «Chicago». Кстати, там ни одной звезды нет, а группа звездная. Кто-то может сказать: «Да ну, это не эталон звука!» Дело в том, что англоязычные люди, они как говорят, так и поют, им это естественно. Нам, русскоязычным, первоначально приходится работать упражнения англоязычные. Но через это англоязычное мы уже в нашем жанре русские звуки будем произносить в той манере. Другой дело — русский язык для романсов. Нет равного языка в мире, на котором бы так классно звучали романсы. И, в то же время, рок-н-ролл на русском языке — это пародия. Ну нет рок-н-ролла на русском языке. Поэтому сейчас мы с тобой попробуем упражнение, которое я тебе потом скину.

Но ты, как личность творческая, можешь потом искать группы, какие тебе по душе, вылавливать определенные фраы, вырезать их и делать на компьютере. Это за 5 минут можно сделать. Я, когда пришел к такому приему — вырезка эталонов, компьютеров еще не было, были магнитофоны. И я вырезал, нарезал, склеивал пленки. У меня на одно упражнение уходило часа 4. Надо было сделать стыки, прослушивать, потом конечный вариант переписывался уже на отдельную ленту. Я сидел ночами и резал эти упражнения.
Сейчас на компьютере это очень просто делается. Я тебе дам одно упражнение, ты послушал, спел. А потом и поймешь, что в этом вся вокальная школа заключена. Ты начнешь нарезать себе. И сотворишь свою вокальную школу.

Как выполнять

Я тебе ставлю сейчас упражнение, ни слова не говорю, ты будешь сам стоять и маяться. Просто стоишь и слушаешь и в тот момент, когда ты почувствуешь, что ты понял — пытаешься сам. Не старайся в точности, не бойся ошибаться. Единственное, что хочу подсказать, там слово Шикагоу (не так, как мы скажем — Чикаго). Дальше нужно просто повторить все в точности ритмически. Не старайся быстро повторить, через 2-3 раза, лучше 100 раз послушай. «А» рекомендую петь шире, вообще артикуляция по горизонтали идет.

Еще что тут интересно: мы говорили о фокусе звука, тут характерный пример на последнем звуке шикагОУ. И еще — первое «А» идет прямой звук, второе — вибрация, раскачать звук. Если трудно на первых порах раскачать, можно помочь себе ладонью (метод Емельяненко, самооборона называется). В данном случае просто «А» раскачиваешь, помогая себе ладошкой. Есть много приемов вибрации, нам это пока не надо. У некоторых это просто, а некоторым надо помогать рукой, например. Можно это даже отдельно потренировать.

Теперь, когда упражнение понято, попробуем, как надо его выполнять. Повторяю, слушание идет на уровне практики, причем слушание не просто так. Ты спел, потом слушай. Не для отдыха, а целенаправленно слушай и представляй, как это из твоей гортани. У тебя приходит понимание, что у тебя что-то не так. Вот это очень важно. И ты вновь повторяешь и опять слушаешь.

Поставил упражнение, первое звучание — слушаешь, второе — пробуешь. Опять слушаешь, пробуешь. Поехали. В микрофон, чтобы было понятно, насколько у тебя не получается.

Там, где у тебя затруднение, это вызывает у тебя негативные эмоции («облажался»). Мой девиз — «Господа, не бойтесь лажи!». В этом весь секрет, вся фишка, что мы очень негативно на себя реагируем. Некоторые вообще психуют. Зачем? Лажайте напропалую. Чем больше лажаешь, тем лучше учишься. Если НЕ лажаешь, значит НЕ учишься. Таков закон.

Сколько заниматься

По объему упражнение записано столько, сколько надо. Но может наступать момент, когда головные резонаторы так начинают вибрировать, что может произойти головокружение. Вот до таких вещей доводить не надо. Это сплошной негатив, поэтому только чуть-чуть малейшее появляется чувство усталости или же просто внимание отключилось, всё, прекращай, не нужно себя насиловать. Здесь с запасом записано. Один раз попробовал — всё, не фанатей, не пытайся пробовать следующий раз. Прервись вообще на сегодня забудь про занятия, завтра повторишь. Понемножку. Потому что, когда понемножку, все накапливается у тебя, определенные приемы, происходит развитие. Постепенно ты увидишь, что у тебя занятие увеличивается и увеличивается и придется уже сокращать занятия, потому что нельзя вызывать негатив, нельзя доводить до усталости. Вокал — это сплошной позитив. Позже придется разделять по дням, когда будет много упражнений. Но главное, когда мы эту определенную постановочную часть закончим, у нас наметится ряд обязательных вокальных упражнений на всю жизнь.

На сегодня все. Лучше уходить с чувством голода по вокалу. Лучше заканчивать, когда «еще хочу!»

Дата публикации: 14.09.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 8
  1. Привет! Спасибо, очень интересные и познавательные видеоролики!

    У меня вопрос: сделала небольшие нарезки зарубежных звезд в качестве упражнений, сегодня решила испробовать (раньше делала обычные упражнения — распевки), однако далеко не всё пока удается копировать, т.е. кое-что не получается так как надо. Что делать — слушать звезд, пытаться изо дня в день, вдруг со временем получится или нарезать что-нибудь попроще, что получается почти сразу?

    Еще вопрос — как долго петь одни и те же нарезки в качестве упражнений? Когда добавлять что-то новое или убавлять старое?

    Заранее спасибо за ответ.

  2. Привет Оксана. Значит, был у меня такой же вопросец 🙂 Тоже есть нарезки. Что сказал Саныч — «пробуй, тут смысл — пробовать». Дурачество, обезьянничество, пародирование — но только это надо делать опорой, вырабатывая сцепление между диафрагмой (животом) и подачей воздуха на голос. Т.е. голос от живота, с подачи живота. Чтобы работал этот механизм. Я вообще тебе скажу, хочу по квартире и пердически «выдыхаю» звуки дурацкие всякие, но стараюсь выработать сцепление. Даже когда дочке сказку на ночь рассказываю, стараюсь делать это из живота. Более того, люблю побурчать себе битлз под нос по вечерам, дык вот также работаю над этим сцеплением. Короче, когда придется 🙂

    Заниматься надо пока комфортно. Лучше срывать занятие на ощущении, что только вот пошло, Саныч говорит это очень полезно, останавливаться, когда наоборот хочется еще и еще.

    Здесь еще есть один момент. Эти нарезки (которые в следующем уроке можно скачать) мне кажется — не с потолка взяты. Они специально на развитие опоры. Хотя, кк говорит сенсей — «любое прикосновение к связкам — полезно!». Так что все нормуль! 🙂

    Очень надеюсь попасть к Санычу на след неделе, думаю будут новые уроки.

  3. Спасибо за ответ.

    Из ролика я поняла, что Ваши нарезки только для юношей (мужских голосов). Если Вам не тяжело, буду очень признательна (тем более, думаю, многим поющим девочкам будет интересно), если выложите распевки — нарезки для девушек!

  4. Сергей, у меня тоже вопрос по поводу нарезок — лучше брать исполнителей высокого уровня, до которых не всегда получается дотянуть или надо брать тех, что послабее, чтобы получалось?

    • Я всегда брал кого хотелось, может быть это не правильно, может быть это неестественно было для меня, но я почему-то так делал )) В данном случае, у нас конкретная задача чистого голоса, без больших прекрас, чтобы в «чистом» почувствовать опору.

      Я тут Джагера орал дома… это ваще пепец!

  5. Спасибо, Сергей. Джагер это круто! Я тоже решила не мелочиться и взять кого хочется. Иногда правда соседей жалко)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контрольный вопрос (проверка на спам): * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.