Вокальная мастерская с А.А. Арзамасцевым (часть 3)

П

ривет всем. Третья часть школы вокала А.А. Арзамасцева. В этом видеоуроке Арк Саныч проверяет чем я всю неделю занимался и выясняется что дыхание мое уже поставлено, упор работает. Начинаем тянуть звуки. Здесь много интересного рассказано про включение воображения и необходимые усилия, извлечение гласных звуков, артикуляцию и про подачу. Немножко про тембр и диапазон, про его расширение. Во время пения вид у меня традиционно дебильный, много косяков, короче, вам понравится. Также рассказано немного про работу с микрофоном, его направленность и расстояние до микрофона во время пения.

Так как Арк Саныч говорит размеренно, придавая значимость каждому слову (в отличии к примеру от меня) видеоурок получается длинноватый, но я старался как можно меньше вырезать, ибо вся вокальная школа основана на некоем психологическом внушении (если вы помните первый урок, в вокале нет рецепторов, нет ответов на вопрос как). И поэтому, дабы случайно не удалить какой-нибудь элемент этой психологической мантры 🙂 я вырезаю по-минимуму. Я просто слышал, что многие профессионалы (!) решали свои вокальные проблемы у Арк Саныча просто поговорив с ним. А поэтому вокал видимо это какая-то мистика.

А вот, собсно, и упражнение, немного не такое, как на видео, но пойдет. Сделал на скорую руку в Reaper’е. Скачать упражнение (5.23 Мб)

 
Вокальное упражнение для видеоурока 3

 

Вокальные упражнения

АркСаныч: Если ко мне приходит ученик, и я начну его мучать проблемой дыхания — у нас просто времени не хватит, чтобы вокалом заниматься. Поэтому от природы я знаю, что в человеке всё заложено. Сейчас просто дыхание нужно направить. Где-то неделя проходит, и у человека уже дыхание работает правильно. Дальше я не наблюдал, у меня нет учеников, которые бы впоследствии, после наших занятий имели проблемы с дыханием. Давай на тебе проверим. Неделя прошла.

Сергей: Я занимался.

АркСаныч: Сейчас проверим. Напоминаю: живот упираем в кулак, а не кулак — в живот. (Ставит кулак к животу ученика. Вдох. Выдох. При выдохе живот не «сдувается», а по-прежнему упирается в кулак.) Всё, дыхание поставлено. Дальше задача педагога, если ученик занимается с педагогом, а, если нет, — самостоятельная задача — возвращаться к дыханию и проверять. То есть возобновлять упражнения на дыхание. Но надо не забывать, что это тренировка, упражнение. Поэтому здесь наблюдается определенное «переусилие». Но, когда ты в вокале начинаешь использовать это дыхание, то не нужно такого переусилия. Нужно дышать так, твоему организму удобно. Опять же повторю, ни из чего догму не надо делать. Бывают случаи вплоть до экстремального дыхания во время вокала. Ну мы их сейчас не касаемся.

Звукоизвлечение

АркСаныч: После поставленного дыхания, а я убежден, что это несложный процесс, мы переходим к звукоизвлечению. Конечно. основа вокала — это тянущиеся звуки. Понятно, что звуки тянутся на гласных. Самый универсальный гласный звук — А. Я, работая с любителями, сначала предпочитаю простые упражнения и даже считаю неважным, правильно звук извлекается или неправильно. Мне сначала важно, чтобы звук извлекался, потому что это еще не занятие вокалом, а это относится к постановке дыхания.

Только одно дело, когда человек просто делает вдох и выдох. А другое дело — вдох, а на выдохе — звук. (Показывает пример извлечения звука А). Повторяю, это упражнение на дыхание.

Цель

Я сначала добиваюсь просто близкого звука. Что такое близкий звук? Это звук, который мы извлекаем в так называемой разговорной позиции. Наш вокал, он так и называется: «в разговорной позиции». В отличие,с кажем, от академического вокала, где используется прием «полузевОк», и звук идет в голову (вверх). А мы звук извлекаем буквой Г (вперед, наружу). Еще используем термин «звук на два передних зуба».

Некоторые от природы мыслят так: значит, надо что-то специально с гортанью делать, чтобы запеть. И главное — это нужно петь красиво. Не надо гнаться, особенно на первых порах, за красивостью. Нужно гнаться за естественностью. И вот, моя задача в данном упражнении услышать твой естественный тембр, что и как у тебя гортань работает. Резонаторы — наши кости. Красота зависит от обертоники (частичные тона). Даже если мы выведем такую теорию, что некрасивого голоса, некрасивого тембра НЕТ. Есть вообще бестембральные певцы, но они имеют колоссальный успех. Но здесь мы говорим не о вокале, а о пении, музыке.

Диапазон

У каждого человека есть диапазон (промежуток между низкими и верхними звуками). Назовем то, что человек свободно извлекает от низа до верха, — рабочий диапазон. Но есть еще потенциальный диапазон. Т.е когда человек может и дальше спеть, но есть определенные сложности. Выход за края рабочего диапазона — это расширение диапазона. И это отдельная тема, которую мы в будущем рассмотрим. Но первоначально дыхание поставили, и мы начинаем тянуть звуки. И, конечно же, мы устанавливаем, какие звуки удобны. И всё. Давай попробуем.

Упражнение звук А

Напоминаю, что тема — постановка опоры дыхания. Ты сделаешь вдох. Живот держим. На выдохе пошел звук АААААА. Главное — тянуть столько, сколько комфортно. Не нужно стараться длиннее. Есть такое понятие, как соответствие усилий и подачи звука. Что это такое? Определенная громкость соответствует определенному усилию, они должны совпадать. Если мы даем переусилие, а подача звука слабая, появляется дискомфорт. У тебя сейчас происходит несоответствие усилию. Может быть зажим в гортани, а он возникает, как правило, от переусилий в животе. Поэтому один из параметров условной правильности — это комфортное состояние ученика. Задача — скоординировать дыхание (усилие) и подачу звука. Пробуем еще раз.

После этого говорю ученику, что голос не читается, т.е. он неясный. Нет полетности, зацепляется где-то внутри. Это голос для кухни, как я его называю (когда моешь посуду, например, что-то напеваешь). Сразу же говорим о посыле. Проще говоря, для кого звук (не для себя, а для кого-то). Вот это посыл. На вопрос «как?» никто тебе не ответит. Значит, включи воображение. Воображение — это особая работа ума по моделированию. В воображении ты можешь представить всё. И вот сейчас ты представляешь, что перед тобой зрительный зал. Если это не нравится, представь себе, что тебе надо услышать эхо из леса.

Вдох. Вся работа заключается втом, что ты сейчас изобретаешь свою школу вокала. То есть только ы можешь изобрести, что такое посыл, как это — близко… Я тебя уверяю, что это получится. В данном случае — мощная работа воображения. И всё.

Вдох. Проблема циркуляции: недостаточно открытый рот не дает полётности. Просто я говорю:» Открой рот!» Поехали. Вот, звук пошел.

Чтобы закрепить, подойди к зеркалу, посмотри на своё АААААА. Главное, чтобы артикуляция тебе нравилась, потому что когда начинают утрировано корчить рожи, это не есть хорошо. По крайней мере мне это не нравится. Есть целые школы, когда такие морды певец строит, что страшно смотреть.

Я говорю то, что от природы каждому человеку отпущено все правильно. Я могу отметить только, открыт у тебя рот или нет, краешки зубов должны быть всегда видны (но краешки, не надо все зубы). Зубы — тоже резонаторы. И если мы говорим о красивом или некрасивом тембре — подключи все резонаторы, научись их чувствовать. Пока мы не будем этому уделать много внимания. Все резонаторы подключишь — тогда у тебя и красивый тембр будет.

Еще раз упражнение на А. Назовем это экспериментом. Желание посыла звука у тебя вызывает форсированный звук. И вот, твоя задача — найти эту дозу звука, когда она и мне нравится, и тебе подходит. Доза звука. Не больше, не меньше.

Сейчас у нас не стоит задача красивого звука, пусть он будет некрасивый. Мы должны почувствовать сцепление между опорой и звуком. Это тебе надо прочувствовать.

Еще раз. Не читается звук. Помним, что чем выше звук, тем сильнее усилие. Нужно понять, что такое дыхание, для чего оно служит. Почувствовать сцепление.

Упражнение «виолончель»

Ты берешь и работаешь животом, звук как-бы качается на подушке. Извлекаем звук ААААА, регулируем силой живота. По аналогии с работой смычком виолончелиста. Только он работает смычком, вокалист — опорой дыхания. (Играет разные ноты, нужно их плавно петь звуком А). Начинаем ноту слегка, потом ее усиливаем животом. Важен не результат, а процесс. Когда ты начнешь кайфовать от процесса, что ТЫ это делаешь, вот тогда… Неправильно ведут себя те, кто сразу нацеливаются, начинают быстро использовать весь диапазон, аж кишки наружу вылезают.

Работа с микрофоном

Я первоначально сразу же ставлю ученика перед микрофоном. Микрофонное пение заключается, во-первых, в умении пользоваться этим микрофоном. Большинство вокалистов пользуется микрофонами SM58. Особенность его — это узконаправленный вокальный микрофон. Он звучит хорошо тогда, когда звук направляется в центр. С боков — он уже не все тембральное в голосе возьмет. Почему? Потому что в группах, когда используется SM58, в микрофон живой звук инструментов не лезет. Поэтому ты поешь в центр. Второе — расстояние до микрофона. Я называю это механическая экспрессия. То есть расстояние в зависимости от подачи звука меняется. Слабая подача звука, низкие ноты и т.д. — микрофон близко. Очень сильный звуки — дальше от микрофона.

Когда сильный звук, чувствительная мембрана микрофона может давать искаженный звук. Не будем сейчас на этом зацикливаться. Ты начинаешь звуки издавать и должен почувствовать микрофон. А в дальнейшем ты уже научишься. Пой в центр и регулируй расстояние.

Упражнение звук А с микрофоном

Ты должен тянуть А в микрофон. Сначала идет метр (счет), после этого тянешь А. Открывай рот, держи живот. В этом упражнении есть рояльное сопровождение, оно может сбивать с основного тона. Ты фальшивенько пошел петь. Т.е. нечистый унисон.

Не забываем, что при слабом звуке — ближе к микрофону, при сильном — дальше.

Сейчас я заметил, что ты начал регулировать микрофон. Это говорит о том, что и эта наука простая. К этому надо привыкать. У меня кабинет, где ты свой голос хорошо слышишь, поэтому начинаешь сразу чувствовать. Первоначально педагог много замечаний будет делать, но их надо воспринимать как «спасибо, что я ошибся». Потому что, если не ошибаешься, значит ничему не учишься. Если кажду ошибку назовем синяком — учатся на своих синяках. Чем больше ошибаешься, тем лучше.

Следующие упражнения

Дальше это упражнение включается заново, но поет другую гласную — О. Далее — упражнение на звук Е, Э.

Есть специфические гласные — У, И. Там нет пространства для звука, челюсти сжимаются. Но это отдельная тема, хотя тоже все несложно. Пока не стоит самостоятельно извлекать У,И.

Я деткам так объясняю по поводу У. Представьте себе колечко (звук О), и вы на колечко натягиваете шарик, и колечко сужается. (При пении звук О переходит в У). Получается У, в котором сидит О.

Когда говорите И, представьте себе, что на языке лежит буква Е. Я где-то прочитал такую хохму, что И открывается на Ы. Я знаю в академической школе, что там И, Ы смешиваются. Но там другое дело, там провальная гортань и звук — в голову. А здесь-то И должно быть, поэтому на Е.

Дата публикации: 07.07.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *