Создаем музыку на Reaper (часть 1)

Первое видео цикла «Создаем музыку в Reaper для начинающих«. В этом цикле видеокурсов мы постараемся детально изучить работу в программе Reaper, создав в ней полноценную композицию в домашних условиях, включая все этапы создания песни, в т.ч. запись и сведение. Более того, мы будем делать трек не по шаблону (унцы-унцы): мы постараемся сделать его оригинальным, будем экспериментировать со звуком, искать интересные сочетания ритмов и ритм-секций, по ходу знакомиться с некоторыми плагинами и инструментами, попробуем записывать живые инструменты – все это в домашних условиях. Посему, я постараюсь рассказывать очень подробно, чтобы было понятно всем начинающим (и чтобы бесить всех тех, кто это уже знает).

В этом видеоуроке:

1. ASIO и драйвер ASIO4ALL
2. Подключение звуковой карты к Reaper
3. Задержка звука (латенция)
4. VST плагины
5. Частота дискретизации и настройки проекта
6. Подключение микрофона к компьютеру, предусиление
7. Создание дорожки и настройка дорожки для записи
8. Нормализация громкости объекта
9. Сохранение проекта

Текст урока

Первые настройки

Если у вас пока обычная встроенная звуковая карта (встроенная в материнку, к примеру), вам понадобится драйвер ASIO4ALL для того, чтобы работать со звуком в режиме реального времени. Эти дрова позволят вам работать с минимальными задержками звука. Про технологию ASIO можете почитать в Википедии.

Драйвер ASIOДрайвер эмуляции ASIO можно бесплатно скачать тут. Так как в моем случае, моя звуковуха, хоть и дешевая M-AUDIO, но все же поддерживает протокол ASIO, драйвер ASIO4ALL, являющийся эмуляцией, мне, как вы понимаете, не нужен. Кому захотелось узнать по ценам — список карт поддерживающих ASIO можно найти на Яндекс-маркете.

Значок Asio4All в панели пускИтак, драйвер ASIO4ALL установлен, в панели пуска появился соответствующий значок, где можно будет настраивать задержку звука (правда лучше оставить латенцию по-умолчанию).

Итак, бросаем все и идем в магазин и выкладываем 150 баксов за Reaper и готовим еще пару лямов на VST плагины. Устанавливаем, запускаем. Прежде чем начать что-то делать, сперва надо подключить к программе нашу звуковую карту.

Окно базовых настроек программы reaperЗаходим в меню Options – Preferences. Здесь находятся все базовые настройки программы. Это окно можно также вызвать комбинацией клавиш Ctrl P. Выбираем слева Device т.е. оборудование и аудио систему выбираем ASIO, которая после установки драйвера должна там появиться.

В списке ASIO driver — выбираем драйвер ASIO4ALL, который мы только что установили, ну или, собственно говоря, родной ASIO драйвер вашей звуковухи. Здесь же можно вызвать панель конфигурации звуковой карты. По поводу задержки: установка маленькой задержки будет нагружать проц и винт и поэтому вы скорее всего будете наслаждаться треском при некотором количестве эффектов.

Соответственно, большая задержка, больший размер буфера, даст возможность программе просчитать большое количество эффектов. Это нам пригодится, когда мы будем сводить наше творение и у нас будет большое количество эффектов и обработок.

VST плагины

Итак с настройками звуковой карты мы разобрались. И теперь нам надо указать директорию VST плагинов.

Для тех, кто еще не знает что это. VST (Virtual Studio Technology) – это подключаемые модули виртуальных эффектов и инструментов, которые работают в режиме реального времени. Это и всевозможные эмуляторы гитарных комбиков, и ревербераторы, и эквалайзеры… это виртуальные инструменты: синтезаторы, барабаны и т.д. короче говоря – это основные наши с вами инструменты, с которыми мы будем постоянно работать и над которыми мы проведем остаток нашей жизни.

Их существует великое множество и, о некоторых из них я вкратце постараюсь, конечно, рассказать. Так вот, каждый VST-модуль (плагин), представляет собой, как правило, библиотеку dll, которая при установке размещается к нам на винт в соответствующую директорию VST. Программа же (в нашем случае Reaper) при запуске – сканирует эту директорию, сама находит и определяет эти библиотеки и подключает их к себе автоматически. И, собсно говоря, вы их можете сразу же использовать, выбирая из соответствующего списка. Вот эту папку и надо нам сейчас указать программе. Если у вас пока нет директории VST – можете не указывать пока эту директорию или создать пустую.

Ну, а если она у вас есть, то вы можете ее автоматически определить, нажав на кнопку Auto-Detect и в любой момент времени просканировать ее на наличие новых плагинов, нажав кнопку Rescan.

Direct-x плагины

Помимо VST, существуют также Direct-x плагины (которые разрабатывали Microsoft совместно с CakeWalk), и которыми я пока не пользуюсь на данном этапе, хотя считается, что они быстрые (правда в них невозможно использовать автоматизацию). Вот, а поэтому я стараюсь отключать их в разделе ReWire/DX (в разделе Direct-X убираю галочки Enable DX plug-ins и Scan DX plug-ins on startup, ставлю на Disable DX-plugins scanning), чтобы они у меня не сканировались при запуске программы.

Конечно, приходится долго рассказывать про эти базовые вещи и мне, как и вам, хочется уже перейти непосредственно к написанию трека. Я сам стараюсь быстро пройти все эти моменты, потому что, как ни верти, они очень важны на начальном этапе. Просто потратим сейчас не 10 минут, а 15 — и вы будете уже знать это.

Свойства проекта — Project Settings

Давайте далее. Главные настройки программы мы с вами произвели, теперь давайте посмотрим свойства нашего с вами проекта, т.е. нашей новой песни. Доступ к свойствам находится в меню File – Project Settings, или давить кнопки — Alt Enter, либо нажать на значок гаечного ключа в верхней левой панели. Не буду особо загружать вас подробностями. Но для начинающих хотел бы отметить еще несколько терминов.

Sample Rate – это частота дискретизации (такое умное слово). Эта как количество видео кадров в секунду, только — в звуке. Вы должны знать просто, что эта частота у обычного Audio CD составляет 44100 Гц 16 бит и в конце нашей работы мы получить именно такой файл. Но для процесса записи и сведения рекомендовано иметь небольшой запас, если конечно это вам позволит ваша звуковая карта. Я поставлю 48000 Гц, 24 бита. Это конечно значительно увеличит размер записываемых фалов, но и, в свою очередь, наши обработки будут работать в более качественном режиме. Вот, надеюсь с этим мы разобрались и едем далее.

Сразу хочу сказать, что я совершенно не знаю? что у нас получится и в этом для меня есть некая, так сказать, интрига и? я думаю, это еще более наглядно покажет процесс создания трека. Сразу бы хотелось перейти к нестандартным решениям и экспериментам, которые я постоянно на свою голову выдумываю, а после — все это разгребаю неделями. Вот как намедни я, от нечего делать, отобрал у своего ребенка музыкальную книжку и натыкал на ней забавные ритмы. Собсно, отсюда и появилась моя, так сказать, тема, идея, если хотите. Ваша идея, конечно же будет другая и какая угодно. Чем безумнее она будет — тем круче!!! Это может быть не только гитарная партия или вокальная. Это могут быть звук удара мокрыми трусами о забор, водопад из алюминиевых тазов — экспериментируйте! И вообще … <>Хватит становиться со всеми в ряд и делать то же, что и все, вы не достигнете в этом ничего, кроме раздражения!
Вот такой я революционер. 🙂

Итак, у меня получилась забавная такая типа 8-ми битная тема и теперь ее надо записать нам в Reaper. Сделаем мы это пока через микрофон. Четсно говоря, я приготовил даже паяльник, чтобы спаять выход с нее и записать «чистоганом» в линию, но увидев конструктивные особенности книжки, решил не ломать ее. Так что, будем писать с хлопаньями и фонами.

О подключении микрофона к компьютеру

Немного информации для начинающих: микрофон подключается во вход звуковой карты. Входы и выходы звуковухи вы найдете сзади компьютера (или с торца ноутбука). К выходу у вас подключены колонки (ну или наушники).

Как правило, для микрофона делают персональное гнездо входа в звуковухе, которое обычно подписано MIC или обозначается значком микрофона. Кроме входа микрофона, существует также другой вход — Line-in (или так называемая «линия»). Линия отличается от микрофонного входа тем, то она, как правило, стереофоническая (т.е. стереопара — два канала: левый и правый) и не имеет предусиления сигнала, в отличии от монофонического (хотя часто это один и тот же вход, просто с программным предусилением) микрофонного канала, где предусиление сигнала есть, т.е. все, что вы будете говорить в микрофон — будет немного усиливаться. Это сделано потому, что микрофоны с низкой чувствительностью записывают слабый сигнал, который необходимо усиливать.

В линии, как правило, предусиления нет. Линия – это обычная стереопара: левый и правый канал без предусиления, которые можно использовать как совместно, так и раздельно.

У меня, в моей дешёвой карте, 2 линейных моно входа — 2 моно канала, которые я могу записывать как отдельно, так и параллельно сразу оба (к примеру, гитару и голос одновременно – будет записываться сразу на две раздельных, но синхронизированных, дорожки, т.е. создадутся сразу 2 wav файла).

А вот когда, к примеру, записывается барабанная установка — требуется одновременная запись, например, 10 различных микрофонов одновременно – для этого используют многоканальные звуковые карты. В том же Reaper’e создаются 10 моно дорожек, на вход каждой из которых выставляются определенные микрофоны: бас-бочка, рабочий, тарелки, томы и т.п. И когда включают запись, то все эти дорожки записываются одновременно.

Мой микрофон, в который я сейчас говорю — Shure PG58 (жалкая попытка наших китайских братьев сделать легендарный SM58). Так как у меня в карте нет отдельного гнезда для микрофона (а соответственно и не предусмотрено его предусиление), а есть только линейный вход, то входной сигнал с моего микрофона записывается очень тихо. Это очень плохо и неправильно, так как в последствии мне приходится значительно увеличивать громкость дорожки, а это усиливает также аппаратный фон и шумы микрофона. В итоге мы слышим шипящий фон (лил, типа, белый шум). Как вы должны понимать, фонит все, начиная от звуковой карты, заканчивая проводами.

По уму, по уму… для записи микрофона я должен сделать такую систему: микрофон подключается в микшер (где уже есть предусиление каналов), а выход с микшера я подключаю – к линейному входу карты. Тогда я смогу достаточно громко записывать микрофон, и мне в последствии не надо будет увеличивать громкость вместе с фонами. Как проконсультировал меня мой друг, профессиональный звукач (я вас с ним обязательно познакомлю) Александр Красавцев — если предусилить микрофон и вставить его в микшер, где он тоже предусилится — в сумме получится «срач» (цитата). В плохом смысле этого слова.

Или же, другой вариант, я могу проставить отдельный предусилитель для микрофона (к примеру ламповый), подключить туда свой микрофон, а выход их предусилителя направить — в линейный вход звуковой карты. Это еще интереснее, т.к. я могу добавлять ламповые искажения в линию.
Я планирую в ближайшее время оборудовать себя этим и тем самым значительно улучшить качество записи.

Преобразование сигнала

Еще вижу необходимым вам рассказать, что происходит с сигналом после микрофона. Звук, который мы записываем микрофоном, является акустическим. В микрофоне он лихо преобразуется в колебания электрического тока, т.е. в аналоговый. А вот далее, наш сигнал, проходя через вход звуковой карты, попадает в АЦП – аналогово-цифровой преобразователь, устройство, преобразующее входной аналоговый сигнал в дискретный код (цифровой сигнал), т.е. преобразует его, что называется, в цифру.

Все, завязываем с терминами и давайте перейдем к созданию и подготовке нашей первой дорожки для записи.

Создаем первую дорожку для записи.

Дорожка создается очень просто, самый быстрый и удобный способ – использовать комбинацию клавиш Ctrl T. Также можно нажать правой кнопкой на пустом месте и — Insert New Track, либо меню — Track – Insert New Track. Удалить дорожки также просто – выделяем их (можно также с Shift и Ctrl) и Delete. Итак, мы создали нашу первую дорожку. Теперь — лезем в аську, смотрим, что обсудить это великое событие совершенно не с кем и возвращаемся к чтению. 🙂

Теперь нам надо указать программе, что на эту дорожку мы сейчас будем записывать наш микрофон. Для этого, на треке мы включаем кнопку record. Когда она красная — это говорит о том, что мы будем писать звук именно на эту дорожку.

Настройка микрофона

Давайте теперь выставим наш микрофон для записи. Это делается там же. В Mono input находятся все моно входы нашей карты, у меня их 2 и поэтому я должен выбрать из них тот, к которому сейчас подключен мой микрофон. Это можно легко проверить. Я выбираю первый, например, и стучу в микрофон — и вижу по фейдерам, что сигнала нет, значит – выбираем другой. Выбираю второй, стучим по микрофону – фейдеры прыгают, значит сигнал есть. Т.е. микрофон у меня подключен ко второму входу. Вот такой метод постукиваний. Отлично. Теперь мы выставили микрофон и можно, начинать нашу запись.

Запись — Record

Начать запись можно, либо нажав на круглую кнопку Record, либо, что еще проще – нажать Ctrl R (от слова Record). Я очень настоятельно рекомендую запоминать эти сочетания клавиш, так как это очень ускорит и упростит вам жизнь. Писать придется часто, дублей может быть очень много и постоянно хвататься за мышку и целиться в кнопку, держа при этом гитару или микрофон, у вас попросту не будет времени. Итак, привыкаем жать Ctrl R. После нажатия автоматически начнется запись.

Чтобы остановить запись надо нажать опять же на эту кнопку, либо пробел. Программа сразу спросит, что ей делать с этим записанным файлом — сохранить его или удалить его. Давайте пока удалим. Теперь подготовим все для записи, положим книжку на пол и возьмем микрофон в руки, отрепетируем чуток и запишем звуки нашей веселой книжки.

Нажимаем кнопку запись и запись у нас пошла… изгаляемся, пишем разные варианты.. если ошибаемся — не паримся, в последствии нарежем.

Вот у нас получилась наша запись и так как я и говорил, входной сигнал с моего микрофона очень тихий, т.к. у меня нету предусиления и микшера, поэтому мне надо сейчас выровнять или нормализовать громкость. Для этого нажимаем F2 и попадаем в свойства нашего объекта (записанного звука). Здесь есть кнопка Normalize, которую смело жмем и видим, что наша запись стала громкой. Давайте послушаем что получилось.

Неплохо. А теперь давайте сохраним наш проект.

Сохранение проекта

Для сохранения проекта зайдем в меню File — Save Project As (ass??) и создадим где-ниудь нашу папку, где будет храниться наш новый проект со всеми записанными в него файлами.

Галочка на Create Subdirectory при сохранении создаст отдельную директория для проекта, а опции внизу – переместить или копировать все файлы в вашем проекте в эту нашу директорию. Выберем «переместить» и как-нибудь назовем наш проект. Проект сохранен и давайте посмотрим конкретно — что произошло. Открываем эту папку и видим, что была создана одноименная поддериктория и в ней лежит, только что записанный нами, файл.

Итак, на этом наш первый, очень вводный и подробный, курс окончен. Как я и говорил, эти видеоуроки будут рассчитаны на начинающих, но впредь я, скорее всего, не буду так подробно разжевывать теорию и будет шпарить уже практика. 🙂 А пока, спасибо за внимание и до встречи в следующем уроке по Reaper.

Дата публикации: 27.04.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 75
  1. В обще супер, очень доходчиво первый урок точно прям для чайников как я. Долго я искал кто может популярно объяснить о звукозаписи , все какие то фельдеперсовые, а тут наглядно- короче круто.Спасибо Сереге!!!. А кто знает как связаться с ним???? Или кто подскажет – не работает вход гитар риг 4 выход есть фон тоже.А вот 3 риг лупит только в путь,Заранее Спасибо.Олег. oleg1059@mail.ru

  2. Проще всего добавить новый трек — два раза кликнув левой кнопкой мыши. Русские буквы в названиях директорий вообще нежелательны.

  3. Всем привет! Подскажите пожалуйста как мне сохранить уже записанные партии инструментов в один файл (формат)?

  4. Если сохранить в формате рипера (для дальнейшего редактирования к примеру) — то надо зайти File — Save as и указать папку. Можно там же отметить, чтобы при сохранении все файлы проекта сохранялись в одну папку и т.п. А если вы хотите просчитать уже общий wav файл, то File — Render, там вы указываете формат (wav), битность и Sample Rate..

    Вообще в последующих уроках эта тема очень подробно рассматривается. Смотрите, ща не помню где там конкретно, но я обычно пишу содержание подробное.

  5. Почти всегда, запись производится в формате 24 bit/44100 Hz (32 float — внутр. математика. Дитеринг с 24 бит в 16 бит оправдан — ресемплинг нет.
    Хотите аудифильничать — пишите 32/88.2 (только разницу с 44.1 никто не заметит, зато нагрузка на машину будет намного выше(ресемплинг с некратных частот получится хуже)), потом понижаем с помощью хорошего ресемплера,например Izotope RX.

  6. Писать надо всегда в 24/96 или 88.2 или 192 и 176.84. Потому что во первых не применяем аппаратный фильтр, который может крутить фазу. Лучше программно ресемплить потом. Качество лучше будет.

  7. ZX, Vasya — я конечно не профессионал, я — любитель. Большой. ))) Начнем с этого. 🙂

    Почему 48000, а не 44100? Когда-то давно я участвовал в полемике по этому поводу (среди таких же видать). Помню, сравнил два варианта исходных файлов и в том и том виде и 48 мне показался более ярким. Т.е. эту разницу я тупо услышал. Видать с того момента и пошло.

    22 050 Гц — еще более отрицательно скажется на частотах и еще более эту разницу «слышно». Это будет уже очень ощутимо. А раз такая «тенденция», чисто психологически делаешь побольше. 🙂

    Вообще, что есть частота дискретизации? Вот, что написано на этот счет в вики: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D7%E0%F1%F2%EE%F2%E0_%E4%E8%F1%EA%F0%E5%F2%E8%E7%E0%F6%E8%E8 и честно — нихера не понятно. Что лично я под этим понимаю (конечно я могу ошибаться)?

    Когда писались в ADAT на VHS пленку (аналог), я помню было несколько режимов скорости записи, был быстрый режим, когда скорость вращения пленки при записивоспроизведении была высокая, соответственно звук был ярче, так как за единицу времени головка проходила большую площадь пленки. Это считалось режимом высокого качества, но при нем были проблемы с объемом (длительностью). Качество также можно было чуть снизить, за счет снижения скорости вращения пленки, это заметно отражалось на кристальности звука (особенно когда пишешь тарелы), но зато одной кассеты хватало на большее количество дорожек и песен. 🙂 Часто мы этим «качеством» жертвовали, из-за и нехватки пленки и лени.

    Для меня ЧД — встала в сознании ровно таким же образом. Скорость пленки. Почему именно «скорость»? Если проиграть файл 44100 — в режиме 48000, мы услышим ускоренный звук, потому как плотность 44100 значительно меньше, плотности 48000.

    Т.е. я это понимаю как разрешение фотографии. Можно сделать 72 дпи, все будет хорошо смотреться на мониторе. Но при печати получатся пиксели. Поэтому, вопрос — почему я выбрал 48000, а не 44100 — для меня равносилен вопросу, почему сделали разрешение 300 пикселей на дюйм, а не 72. Хотя я могу ошибаться, разницы я действительно большой не ощущаю и думаю, что делаю я это суеверия собственного ради. Но вот такой я дурило.

    Так что, жду ответной аргументации, только плиз — понятным, для начинающей молодежи, языком, так как именно на них(нас) — на любителей, ориентирован этот сайт.

    А потом, моя карта достаточно дешевая для такого рода споров, она поддерживает лишь 24 бита, поэтому я стараюсь ставить качество проекта повыше, так как это напрямую влияет на работу плагинов. Плагины тоже бывают разные и далеко не все работают в режиме выше 32 бит. (у меня еще такие есть). Такими обработками смысл обрабатывать звук выше 32 бит достаточно сомнителен, так как на выходе будет ресемплинг вниз.

    По поводу дизеринга, я вообще не сильно понял, о чем вы. Может быть опять в силу того, что я «любитель». Дизеринг, насколько я помню, это подмешивание шумов, которое привносит как бы некоторые искажения в звук, делая его как бы менее линейным. Ну типа при ресемплинге, он этими добавками как бы, опять же, его улучшает. Кто в него верит, говорят, что это добавляет воздуха в тарелки и вообще в верхние частоты на выходе. Помню сравнивал два варианта (с ним и без него), честно скажу — разницы не ощутил вообще. По этой причине я им никогда не пользуюсь (был период — юзал плагин психо дизеринг, он делал это динамически, и якобы (как мне казалось) добавлял «аналоговости»). Опять же, могу ошибаться. Аргументируйте мне дураку, понятным языком и этот момент тогда.

    По поводу «понижения». Я никогда не пользовался сторонним понижением, во-первых, потому что нечего особо было понижать (карты любительские были всю жизнь), во вторых — потому как всегда экспортировал проект из программы, чотко указывая 44100 16 бит без дизера. И не стал от этого несчастным. Гогна я написал таким образом немало, многим нравиццо, многим нет… ну это личное дело каждого.

    http://musicworker.ru/my_music/

    Т.е. я бы догму из этого не делал бы большую. А молодых ребят грузить вот этими 32/88.2 я бы не стал бы. Музыка от этого лучше боюсь не станет. А вот желание писать, возможно поубавится, а это не есть хорошо. ИМХО

    Вообще, я не сторонник «качества звучания». Скорее наоборот. Битлам бы объяснить все это… В любом случае, спасибо за внимательность!

    Очень надеюсь на ответ и рассеивание собственных сомнений по этим вопросам.

    • На самом деле, правда тут в том, что при смене частоты дискретизации в нецелое число раз произойдёт потеря качества звука. Звук записывается в виде множества дискретных значений плотности воздуха в разные моменты времени, а ЦАП эти значения соединяет плавной линией. Если мы уменьшаем частоту дискретизации в целое число раз, исходные отсчёты просто прореживаются, становится вдвое меньше промежуточных точек, и теряется ровно половина информации о звуке (которая отвечает за самые верхние частоты). А вот если уменьшать 48000 до 44100, то преобразователю придётся высчитывать значения, которые попали бы в промежуток между исходными отсчётами, и, таким образом, от исходной информации о звуке неизменённой останется процента 2, остальное будет гипотетически достраиваться. Если сами значения отсчётов хранятся в виде вещественных чисел, это ещё куда ни шло, но чаще используются целые числа, и полученные промежуточные значения ещё и будут округляться. Поэтому если конечный микс у Вас имеет частоту дискретизации 44100, ни в коем случае не надо промежуточные данные хранить в 48000 — только будут потери при пересчёте одной частоты в другую. Если хочется поддать качества, лучше тогда использовать 88200. Кратное значение. Но в киноиндустрии принято использовать 48000, и если вы пишете музыку для кино, по тем же самым причинам необходимо использовать именно эту частоту дискретизации. Ну и ещё момент — звуковая карта должна поддерживать те частоты дискретизации, на которых вы работаете, иначе потери качества будут при воспроизведении в момент работы над записью.

  8. Урок совсем уж простой. Не надо разжевывать очевидные вещи.Кто начал заниматься музыкой должен знать это уже заранее. Если чел не знает даже куда микрофон воткнуть то ему пока рано заниматься музыкой.

  9. Насчет дихеринга. Дизеринг не искажает звук, а создан как раз для того чтобы предотвратить искажения при транкейте из более высокой разрядности.
    Подмешивание псевдослучайного шума, позволяет избежать корелляции шума квантования с звуковым сигналом.
    Почитайте статьи Алексея Лукина для самообразования.
    Очень грамотный специалист в области звука.

  10. Вкратце для новичков и чайников. При квантовании аналоговой волны, есть ошибка взятия отчетов, из-за ограничений разрядности. Ошибка носит название шума квантования. В идеальном случае такой шум представляет собой белый шум, как в обычных аналоговых носителях, типа кассет, но из-за дискретного характера музыкального сигнала, шум квантования носит характер нелинейных искажений. Так вот для того чтобы предотвратить образование гармоник, применяют подмешивание псевдослучайного шума в музыкальный сигнал, с целью распределить шум квантования по частотному спектру.
    В результате шум квантования будет представлять собой обычный белый шум. Существу.т также продвинутые техники дизеринга, например MBIT+,UV22,POW-R, которые называются нойз-шейпингом, поволяющие перераспределить мощность шума квантования в места наименее заметные нашим слухом.

  11. В принципе для современной попсы и прочего гомна, разница незаметна, с дизерингом или без.
    Так как динамический диапазон сейчас от силы 6 дБ.
    Для такой херни и 8 бит достаточно.

  12. Проигрывать 44100 в 48000 это вообще про что?
    Нормальный ресемплер вставит дополнительные отсчеты и скорость будет такая же.

  13. Насчет некратного ресемплинга.
    Нужно использовать качественные ресемплеры типа того же Izotope RX, или SOX, никто разницы не заметит между кратным или некратным ресемплингом.

  14. В принципе 48000 правильнее брать для звуковых карточек не высокого уровня, которые не имеют на борту отдельный кварц для 44100. Звук лучше будет.
    Если ваш конечный трек будет в mp3 прямо так без конвертации в 44100 и надо кодировать.
    Если планируете записать на CD, то лучше использовать аудиофильский ресемплер SOX. Качество очень высокое.

  15. Cпасибо за ответ! Очень приятно, что этот сайт посещают реально продвинутые люди.

    ЗЫ.
    «Подмешивание псевдослучайного шума, позволяет избежать корелляции шума квантования с звуковым сигналом.»
    Я думаю после этого предложения многие поднимут бровь (как минимум). :)))))))))

  16. Давай еще хомяков научим читать и после этого хрен им а не регулярная половая жизнь! Короче ставлю 48000 и не рентгеном синусулярной кридитизации меньше, тогда в натуре четко все будет.
    Серега, лучший_это даже под вопрос перед фанами не ставится ,если чё!!!
    Кстати,Сергей:лучше сохранять готовым файлом в mp3 или wav формате, и вообще какой формат чем отличается?

  17. Пасибо Андрюх, но реально есть маза подразобраться в том, что говорят профаны, они толк знают. У меня есть други такие, что если начнут тут чото писать, боюсь будет совсем скучно :)) Я сам вникаю струдом ) Лучше — как бубка Гоп, все впитывать, а там — плодить треки!

    По поводу форматов, Андрюх… я б нам, любителям, все равно рекомендовал бы делать вав, бо он не сжат ничем, соответственно качество — выше. Кроме того, формат аудио CD — как правило wav аудио 44100 16 бит. Хотя Нэра например позволяет писать и mp3 в формат Аудио CD, но по сути перед записью mp3 превращается в wav, а уж потом пишется. Это как картинки jpeg, можно сжать так сильно, что размер файла будет маленький, но на самой фотке полезут уродливые артифактэ! Тут та же бодяга. Компрессия mp3 (уменьшение wav файла в размере) насколько я помню, осуществляется путем сжатия определенных частот, которые человеческое ухо как бы не заметит… ну не помню точно, на вики есть… Но если сильно сжать — также слышен стеклорез. Т.е. желательно иметь песню в WAV 44100 16 бит, ее потом можно перекодировать в mp3 — лубого качества. Средствами например dBpowerAmp Music Converter (можно кодить по правой кнопке мыши на файле — convert to… — оч удобно). Обычно косяк компрессии mp3 начинает ощущаться от 128 kbps.

    Да, что еще по mp3. Есть несколько способов сжатия, постоянным качеством (битрейтом, так называемый CBR), например всю песню 128, или выборочными битрейтом (- VBR в процентах или ABR — жать приблизительно к примеру к 128). Последний будет варировать потери в зависимости от ситуации, в отличие от перового, которому пофигу метель 🙂 128 так 128.

    Есть форматы компрессии без потери качества. Например FLAC (.flac). Почему-то слабо наращивает популярность, мне казалось он быстро ее обретет. Качество практически не страдает.

    Резюмирую: вав иметь при себе на случай, если вас захотят отрелизить на диске. 🙂 Хотя по сути, я 99% музыки слушаю в mp3 и прекрасно себя чувствую. В смысле, что поганый трек, он что в вав, что в флакъ, что 44100, что 196000 — один хрен. Вывод: делать музыгу!

  18. как сохранить песню в mp3 формате (просто нэт лагает и не могу курс посмотреть)

  19. Сергей, спасибо за уроки, заранее прошу прощения за вопрос не по теме. Если не секрет, с помощью каких программ делалась заставка вначале урока, ну там где череп и прочие товарищи в балахонах появляются? Заранее благодарен.

  20. Сергей, спасибо, что вы есть! Все видео посмотрел на одном дыхании, несмотря, что музыкой занимаюсь не так уж и недавно. Рипер активно пользую более полугода,очень нравится, особенно после кубэйса. Мне понравилась сама подача — бес понтов, с юмором. Разносторонний человек. Голос тоже понравился. Единственный вопрос-как вы это все успеваете? Или семьёй не обремены? А кем вы работаете?
    Ой, столько вопросов да и вижу ты человек простой, а я на вы. Хотелось бы вживую пообщаться, но я так понял, ты из России.
    П.С. За заставку огромный респект! Музыка, эффекты, видео (особенно когда фрукты падают) — супер.

  21. Так я так и не понял, чем все закончилось? Вроде делали заготовки, потом перескочили на батарейку и все…

    • Да, не совсем системно вышло. Дело в том, что целью курса молодого бойца для меня является сделать реального бойца, который бы детально понимал что и как работает для решения своих собственных задач. Поверхностные знания на частном примере мне кажется неэффективными. Мы с вами как бы делаем песню, не будем же мы ограничиваться штатными плагинами рипера, грошь цена такому курсу. Здесь должно быть все + еще больше, тогда после просмотра человек сможет сесть и реально сделать крутой трек, зная по сути всю технологию. Тот кто в начале курса молодой боец, к концу должен стать Гендальфом Белым кароче и прокачаццо по теме как профан. Вот такая цель, но для этого надо разжевать всю шнягу, я просто еще иногда сам ТАКОЕ встречаю, что пепец и промолчать вам об этом было бы с моей стороны кощунством. Вот так короче..

  22. Я семьей к счастью не обременен, а напротив — считаю ее смыслом и содержанием своей жизни. 🙂 То, что успеваю — это в ущерб практически всему и по большому счету я не успеваю ничего, так как я планировал закончить ВЕСЬ КУРС за год. Как видите, этот гранит я только надлизнул 🙂

    Сон — большая роскошь, была бы возможность не спать — пользовался бы ей безоговорочно. Работаю разработчиком сайтов, своя студия. Так что вот такие вот пирОги 🙂

  23. Сергей, исправьте опечатки (цифры пунктов):

    В этом видеоуроке:
    1. ASIO и драйвер ASIO4ALL
    2. Подключение звуковой карты к Reaper
    3. Задержка звука (латенция)
    4. VST плагины
    5. Частота дискретизации и настройки проекта
    7. Подключение микрофона к компьютеру, предусиление
    8. Создание дорожки и настройка дорожки для записи
    7. Нормализация громкости объекта
    8. Сохранение проекта

  24. Сергей, спасибо, что вы есть!
    Вы делаете очень нужное дело, почёт Вам и уважение!
    И можно немножко встрять в разговор?

    * Насчёт 44,1 и 48 кГц:
    Оно всё очень просто. Даже без теоретических объяснений, которые (по моему опыту преподавания в Гнеснке) — мало кто на самом деле поймёт. Достаточно просто записать один и тот же материал на 44 и на 48 — да и сравнить.
    Даже на простеньком и дешёвом по нонешним меркам конвертере от Sonic Solutions разница слышна сразу. (Включался в реалтайме на выходе пульта).

    * Насчёт dither:
    vasya12341 всё верно написал, насчёт корреляции и прочего.
    Но для большинства это вообще непонятно, можно сказатьи проще:
    dither — позволяет значительно уменьшить искажения слабых сигналов путём подмешивания к ним шума.
    Это тоже просто слышно, достаточно создать слабый сигнал (ну, буквально, с разрядностью 3-4-5 бит), и послушать его.
    Затем — подмешать к нему шум, хотя бы и с небольшой разрядностью, и послушать получившееся.
    Сначала первый сигнал кажется чище (в нём нет шума), а потом — начинаешь понимать, что второй хоть и пошумнее, но _звучит_ он просто _лучше_, так как в нём намного меньше искажений.

    И ещё немножечко помучаю читающих, буде таковые найдутся! 🙂
    Записывать исходники в 32 бит нет абсолютно никакого смысла, т.к. 32-разрядных конвертеров просто не существует в природе. И реально в записи будут те же 24 «осмысленных» бита.

    Всё, не буду больше занимать ваше время! 🙂

  25. Уважаемый Лонг! Ваша мессага — самая грамотная на музикворкере на сегодняшний день, респект вам и уважуха собсно! Очень приятно, что помимо любителей, сюда захаживают неравнодушные мира сего.

  26. здраствуйте Сергей.У меня такая проблема: когда вставляю шнур от микрофона во внешнюю карту, она начинает пощелкивать. Как это исправить?

  27. Я бы первым делом подумал на шнур… или микрофон…
    Что конкретно пощелкивает? Во время пения в него? Это скорее слишком маленький буфер (задержка)… какие дрова у вас и какая карта?

  28. Сергей, щелкает сама карта. Что-то внутри, когда даже вставляешь один шнур, без микрофона.
    Карта Emu 0204 и дрова соответственно к ней
    В самих настройках(в углу экрана), когда делаю задержку больше, то карта иногда перестает пощелкивать.Но когда захожу в Рипер, начинается все сначала

  29. Ладно, попробуем переустановить систему. Мб в дровах дело..

    А есть ли видео уроки по сведению и мастерингу? Именно в Reaper е
    Просто совсем не врубаюсь что енто)

  30. Здравствуйте Сергей, посмотрел ваше видео, но так и не понял, как сделать чтобы записанные файлы (несколько дорожек например гитара+микрофон) сохранялись одним wav или mp3 файлом, у меня сохраняется все отдельно каждая дорожка на свой файл (если 2 дорожки то 2 файла и т.д.), я пробовал так (файл-сохранить проект как) с рипировским файлом все нормально, а mp3 сохраняет все раздельно, не подскажите в чем может быть причина

  31. Здравствуйте! Сделала минус на цифровом пианино и хотела бы отредактировать его в Рипере,а если конкретнее-прибавить звук( это у меня получилось с помощью кнопки нормалайз ) и убрать некоторые потрескивания при воспроизведении на полную громкость. Как можно убрать потрескивания? Есть ли какая нибудь установка ,при которой трек будет автоматически подкорректирован чтобы не было потрескиваний и улучшилось качество звука? Заранее огромное спасибо!

  32. Т е минус в целом хорошо звучит ,но меня не устраивает его громкость без обработки в Рипер(несколько тихо),а после обработки кнопкой нориалайз немного фонит иногда звук,как это убрать ? Может быть есть специальные настройки какие нибудь?)

  33. Блин, у меня микрофон не работает, и я не пойму почему, вот сначала он показывает что есть запись а потом все. Ощущение что asio просто не хочет работать с моим микро.

  34. Сергей, возможно вопрос уже проскакивал… а какой прогой ты пишешь видево со скрина?
    …а то появляющиеся нажимаемые клавиши в видюхе смотрятся весьма пафосно, тоже так хочу, буду снимать видео про сведение митола в рипере

  35. Уроки отличные!

    P.S. На 10:03 дядька на прошлого иркутского губера сильно похож.

    • как подключить внешнюю звуковую карту к риперу?

      Операционной системой карта видится? В смысле, звуковые файлы проигрываются? Тогда в Рипере: Options / Preferences / Audio Device / и там выбираем драйвер используемой карты…

  36. Здрасти! Уроки супер! есть один момент Asio4all- не видет мою звуковую карту!
    В чём причина подскажите? Заранее спасибо.

  37. всмысле не видит??? давайте антон подробней у асио драйвера есть свои настройки в них надо свою звуковую обозначить галочками. ша ниже приведу пример на примере своей звуковой

  38. С каково та сайта скачал, установил, но не пойму демка она или нет. Аудиофайл не вставляется(

    • Ребят, вы чего там — пьяные все? Неужели так сложно погуглить самостоятельно?

  39. Как записать несколько микрофонов с микшера, чтобы каждый микрофон имел свою дорожку?

  40. Здравствуйте Сергей.
    Помогите разобраться с проблемой. Установил REAPER 4.78 (x64) и уже 2-3 дня копаюсь в настройках. Файл загружается, микрофон записывает, волна проигрывается потому что индикаторы работают а выхода из студии на колонки нет.

    P\S: Параллельно работаю на: Melodyne, Nuendo 4, AuditionPortable 8, Adobe Audition 1.5, Steinberg Cubase 3 и 5.

  41. Здравствуйте Сергей! С какого-то времени перестал настраиваться ASIO4ALL 2.10 (закрытый вход микрофона, и выход только цифровой — реалтек…)
    в directSound i WaweOut звук есть все работает, а асио нет , это после переустановки реалтек драйверов и системы. версия REAPER 4.77.
    И еще просьба, как сбросить все настройки к заводским, у меня не получается, даже переустановка разных версий не помогает, очень надеюсь на вашу подсказку.Спасибо!

  42. Увидел где то ссылку, мол эти уроки круто помогают сразу сесть и написать трек. Может оно так и есть, ведь объясняешь доходчиво, а от интро майки Джексоновской темы вообще тащусь. Но у тебя есть фейл в видео
    http://i.imgur.com/XiBQuZa.png
    банально попутал вход и выход.

    • Ну и ни фига се разжился корпоративной лицухой!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *