Создаем музыку на Reaper (часть 4)

В этом уроке мы говорим в основном о формате MIDI и о сэмплерах. В итоге мы создаем свой собственный инструмент: сначала с помощью стандартного сэмплера Reaper’а, а потом с помощью продвинутого NI Kontakt. Я решил здесь более подробно рассказать про сэмплеры, поэтому видюха получилась длинноватой и заумной. Но, надеюсь это Вам не помешает осилить матчасть, бо потом будет значительно проще жить с этим со всем. 🙂

В этом видеоуроке:
1. MIDI — что это такое? Миди команды, режимы Event Lis и Piano Roll
2. Трекерные секвенсоры (Fast Tracker 2 и т.п.)
3. Сэмплеры — что это и как они работают?
4. Подключение эффектов и инструментов на дорожку Reaper, VSTi инструменты
5. Подключение сэмплера на дорожку, Семплер ReaSamplomatic 5000, загрузка звука в сэмплер
6. Подключение миди клавиатуры (виртуальной/настоящей)
7. Создание миди объекта, режим Piano Roll, MIDI входы дорожки
8. Запись звуков для будущего сэмплера.
9. Экспорт из рипера — пакетное сохранение звуков — очередь на Render (Queue Render)
10. Настройка сэмплера: Назначение сэмплов соответствующим нотам на клавиатуре, режимы сэмплера, Note Start / End, Attack / Release, Полифония
Миди каналы
11. Вставка второго семплера для обработки следующего сэмпла (следующих клавиш клавиатуры)
12. Сэмплер NI Kontakt (установка и загрузка)
13. Загрузка сэмплов в Kontakt
14. Mapping Editor
15. Добавление к инструменту Envelopes (Атака и релиз), добавление модулей
16. Wave Editor — Добавление loop на сэмпл
17. Добавление эффектов к инструменту (Cut Off)
18. Добавление модулятора LFO к Cut Off
19. Добавление эффектов Reverb, Delay, Rotator и т.п.
20. Добавление кривых к сэмплам Zone Envelopes

Текст урока

Продолжаем создавать наш гениальный трек средствами программы Reaper и сегодня мы с вами ознакомимся с форматом MIDI и выясним, что такое сэмплеры и как они фунциклируют. Ну и наконец-то чуть коснемся VST инструментов и эффектов.

Как вы помните с прошлого урока, нам не удалось внести ясность в нашу речитативную тему, так как нам не хватает темы мелодической. И сегодня мы попробуем придумать эту тему, создав свой инструмент и записав в него звуки из вот этого девайса, т.е. фактически сами создадим синтезаторный звук.

Что такое MIDI и с чем его едят?

MIDI (Musical Instrument Digital Interface — цифровой интерфейс музыкальных инструментов) – это формат звукозаписи, представленный в виде последовательных MIDI-команд, содержащих данные о ноте, ее длительности, громкости, темпе и т.д. Иными словами MIDI — это набор команд для синтезатора (секвенсора), который читая эти команды — выдает соответствующие звуки. Для наглядности, давайте я покажу — как выглядит MIDI-дорожка изнутри, посмотрим мы это в программе CakeWalk в EventList.

Как вы можете убедиться — это похоже на обыкновенный табличный текстовый файл, в этой колонке у нас указано, что это нота, что она — такая-то… время ноты, длительность, громкость и т.д. Кроме нот, здесь же есть различные команды, как wheel – колесо изменения тона (бэнд). Секвенсор двигается по этому списку и обрабатывает эти команды и выдает звук в соостветствии с выставленным для данной дорожки инструментом, в данном случае дорожка 1 на которой у нас стоит в данный момент Slap Bass. Мы можем легко поменять его к примеру на рояль.

Важно понимать, что звуки инструментов хранятся в самом синтезаторе, а не в midi-файле (в данном случае используется мое стандартное midi устройство). MIDI файлы не содержат никаких звуков, они могут только управлять ими на внешних устройствах и инструментах. Вы можете проиграть миди-файл практически на любом синтезаторе, используя его звуки и команды, даже на мобильном телефоне с полифонией. В этом заключается универсальность MIDI.

Если мы посмотрим на миди дорожку в режиме Piano Roll, то мы увидим — как работает MIDI изнутри. Курсор достигает ноту и она автоматически посылает требование синтезатору немедленно эту ноту проиграть — с вот такой длительностью и вот такой громкостью. Все остальное уже зависит от синтезатора.

Как вы понимаете, звук формата МИДИ полностью зависит от синтезатора или эмулятора. Так вот в 90-ые очень были популярны трекерные секвенсоры, в частности FastTracker 2. Отличительная их черта была в том, что в качестве инструментов в них можно было использовать собственные звуки. Потом появились легендарные карточки SBLive! с звуковыми банками формата sf2, которые также можно было деласт самостоятельно использую различные программы, например Vienna SoundFont Studio. Для многих, и для меня в частности, формат sf2 по сей день не потерял своей актуальности и я очень часто использую его банки. К сожалению их поддержка не всегда присутствует. Вот к примеру в Reapere нету, а в FL Studio она есть. Музыку сделанную на трекерах можно было часто услышать в 8-ми битных приставках Dandy.

Что же это такое сэмплер?

Семплер — это такой девайс, который позволяет редактировать и воспроизводить различные звуки с помощью клавиатуры. Можно сказать, что в отличии от традиционного понятия синтезатора, сэмплер использует как раз сэмплы, т.е. записанные звуки, которые он раскладывает по MIDI-клавиатуре, меня высоту тона по заданным условиям. Записав всего один звук, допустим свой голос, вы можете играть им мелодии.

В этом заключается принцип работы сэмплера. Ну и понятное дело, все это дело вы можете настраивать и наворачивать до бесконечности получая совершенно безбашенные инструменты. И важно понимать, что сэмплер, это по сути инструмент, который будет управляться по MIDI, нашими миди-дорожками и нашей midi-клаватурой, у кого она имеется.. ну или виртуальной миди-клавиатурой. В режиме piano roll я кстати очень долгое время натыкивал мышкой достаточно реалистичные партии, так что наличие миди клавиатуры совершенно не обязательное условие и я не брезгую этим режимом.

НУ и давайте сразу ознакомимся с встроенным сэмплером Reapera. Вызывается он в как и все эффекты (а эффекты и инструменты для риппера находятся в одном месте) непосредственно на дорожке — нажав вот эту кнопку FX. Кроме того, вы можете кликнуть в свободный слот дорожки, слот эффектов, который находится вот тут, (сверху рисочки, про рисочку мы поговорим чуть позже). Итак нажали. Вот открылся список наших эффектов и инструментов. Как вы должны помнить из первого нашего занятия (я напомню) существует VST эффекты (это различные там ревербераторы, эфквалайзеры и т.д.) и VST- инструменты (семплеры, синтезаторы и т.д), обозначаемые приставкой маленькой буквой I – VSTi. Так вот все эти инструменты управляются по миди (миди дорожками) и чтобы записать ее — нам надо ее собсно на этой дорожке для начала создать. Но для начала, давайте добавим семплер. Он находится здесь, в папке Cockos, и называется ReaSamplomatic5000.

Семплер риппера, как вы видите, достаточно простой. Давайте по порядку. Для начала нам надо загрузить в сэмплер звук. Давайте откроем Media Explorer (Ctrl Alt X) и найдем здесь какой-нибудь звук, который мы будем использовать. Вот к примеру этот. Мы его можем просто перетянуть сюда из библиотеки, либо открыть его тут кнопкой browse. Мы можем к примеру самостоятельно записать голос с микрофона и выделив этот участок нажать вот эту кнопку – сэмпл автоматически попадет в семплер. Вот я запишу свой голос. Теперь давайте заставим семплер играть. Для того, чтобы заставить семплер играть мы можем воспользоваться либо виртуальной миди клавиатурой (нажать ALT B) или выбрать здесь в списке – View – Virtual Midi Keyboard, либо настоящей миди клавиатурой, либо создать на этой дорожке пустой миди-элемент выделив участок на дорожке и выбрав в меню Insert – New Midi Item (т.е. вставить миди объект). А теперь два раза на нем кликнув мы попадем в режим Piano Roll в котором мы можем слушать наш семпл и записывать миди партии. Так, а для того, чтобы работала у нас midi клавиатура нам обязательно необходимо включить кнопку мониторинга на дорожке и отметить ее как записываемую. НО. А ПОСЛЕ ЭТОГО, нам необходимо указать для этого трека вот здесь, что вход у нас в эту дорожку будет идти из виртуальной миди клавиатуры (ну или из реальной). Как видите им уже можно играть.

Итак, резюмирую. Мы добавляем на дорожку инструмент типа семплер, далее, в семплер добавляем звук и указываем вход для нашей дорожки изи миди (либо виртуальной, либо настоящей) и чтобы можно было это все слушать – мы отмечаем эту дорожку как записываемую и включаем кнопку мониторинга. Теперь мы можем играть.

Естественно, скорость реакции семплера на нашу игру будет варироваться в зависимости от установленной задержки ASIO для звуковой карты или как правильно он называется – размер буфера, о котором мы говорили с вами в первом уроке. Ну вот давайте я вам покажу в чем разница. Вызываю панель настроек Ctrl P – здесь Audio Device и тут вызываю панель управления звуковой карточкой. Я ее конечно могу вызвать и с панель пуска, но я стараюсь показывать чтобы было немного универсально.

Здесь я нахожу задержку, латенсию или размер буфера (как вам будет угодно) и ставлю самую максимальную задержку. Теперь пробую играть – слышите, задержка сурьезная и ее слышно. А теперь поставлю самую мальенькую, задержки практически нет. Маленькая задержка возможна только для карт со встроенным протоколом ASIO, обычные карты с эмулятором ASIO4ALL будут скорее всего играть с заметной задержкой. Так что не пугайтесь если у вас при маленькой задержке пойдет треск. Это нормально. Ставьте 512 там или сколько там. Треск пропадет.

И вообще, маленькая задержка необходима для живого исполнения. Это не всегда обязательно, поэтому расслабитесь. Я только недавно сел за миди клавиатуру, на ней еще надо уметь играть, так что едем далее.

Теперь давайте все-таки создадим свой инструмент. Я, как вы могли видеть вначале этого видео, активно мучал детскую игрушку чтобы записать ее звуки чисто в линию, чтобы было 100% качество. Я записываю все звуки с нее, включая мелодии (на будущее). Итак запись поехала.

Что примечательно, что в отличии от записи с предусилением, запись этой игрушки напрямую в линию дало мне какое-то жуткое искажение.

А теперь давайте мы сделаем таки наш первый сэмплер. Каким образом мы будем это делать? Мы будем назначать эти звуки соответствующим нотам на midi-клавиатуре. Но как вы слышали, здесь далеко не все ноты и поэтому некоторые пропущенные звуки мы будем использовать ближайшие существующие, растягивая их до соседних. Ну, как вы понимаете мы могли бы сделать вот так… т.е. засемплировать один звук, но мы получаем искажение тональности. Поэтому мы сделаем по уму, что-то типа эмулятора этой игрушки. Так.

И вот тут есть два способа. Мы можем добавлять звуки выделяя их на панели timeline и нажимая кнопку Import Selected Item from arrange – это будет быстро и удобно. А второй способ будет – записать все эти звуки отдельно, для того, чтобы их уже назначать через кнопку browse. Ну, так как с первым способом мы уже знакомы, давайте сохраним все эти звуки отдельно, тем более, что мы будем в ближайшее время использовать более продвинутый сэмплер NI Kontakt, для которого нам понадобятся эти отдельные звуки.

Queue Render — пакетное сохранение файлов

И вот тут давайте я вам покажу замечательный способ пакетно сохранят эти наши звуки — разными wav файлами. В риппере есть такая функция очереди на Render (Render – это пересчет или финальная уже оцифровка звука, для тех кто не знает). Так, отключим пока привязку. Выделяем первую ноту, нажимаем Ctrl Alt R — выставляем здесь 44100, ресемпл максимальный, так.. важно – мы будем экспортировать выделенный фрагмент, вот тут не забывайте, так как если бы галочка стояла у нас здесь, то мы бы экспортнуле весь наш файл до конца. Вот тут внимательно. Так, что еще. Название файла, синтюк, давайте – 1, это будет у нас первая нота. Далее мы будем называть 2, 3 и т.д. Формат Wav 24 бита? Дизеринг не надо (dithering – это такая опция, которая подмешивает к звуку незаметный уху микрошум, для придания звуку микро искажений, ощущение нелинейности. Есть моменты когда эта функция пригождается, к примеру для записи тарелок (создается ощущение появления воздуха). Но она настолько не ощутима, что … вообще в дизеринг мало кто верит, тем более что есть более продвинутые плагины на этот счет. Так что не забивайте голову.

Так и вот тут мы можем просто отрендерить, нажав вот эту кнопку, либо поставить этот участок в ОЧЕРЕДЬ на ренедер. Давайте поставим его в очередь. Теперь тоже самое делаем со следующей нотой, выделяем ее, Ctrl Alt К (или можете через меню File – Render), название меняем на синтюк 2 – ставим в очередь и так далее до конца.

Теперь когда мы все это проделали, мы в меню File вызываем Show Render Queue (показать очередь на рендер) и тут вы видите все эти наши файлы. Что удобно в этой функции, так что то, что в очередь на рендер вы можете ставить участки из любых проектов, она наполняется вне зависимости от того, открыт проект или нет, она его найдет. Очередь запоминается, т.е. при перезапуске программы она будет помнить ваш список. Это удобно когда необходимо отрендереть сразу весь альбом, все сведенные композиции сразу, за один раз. Ну как бы мы могли сразу рендерить это, но я вот вам показал, чтобы вы знали про эту функцию. Просто если бы у нас, к примеру, сверху дорожки лежала бы куча слождных эффектов, которые загрузили бы процесс рендера существенно, или там звуки у нас были бы по 6 часов, т.е. один звук долго бы у нас экспортировался, да? Вот тут конечно выгоднее сделать очередь, и уйти пить кофе, вместо того, чтобы постоянно прерывать свою работу на рендер. Все разобрались с этим. Давайте сохраним все файлы в одну папку. Корявый синтюк я тоже сохраню, для эффектов. Попробуем и тот и тот вариант.

И вот что получилось. Теперь давайте назначать звуки соответствующим нотам.

Добавляем нашу первую ноту, т.е. сэмпл, в сэмплер и проверяем – все работает. Так, здесь есть несколько режимов, режим полутанового клавира – т.е. нота будет повышаться по полутонам, свободно конфигурируемый режим и режим игнорирующий высоту тона, т.е. куда бы вы не нажали, тональность останется оригинальной, прежней. С помощью этого режима мы можем прослушать оригинальную тональность нашего трека. Итак выберем полутоновый клавир. Здесь у нас общая громкость, это панорама – левый / правый.

Note Start – от куда на клавиатуре будет начинать играть наш семпл. Назначаем его на ноты с E3 (mi 3-й окатвы) – по F#, те наш семпл будет работать только на 2 клавиши. НА всех других он работать не будет. Это мы сделали для того, чтобы на следующие клавиши мы смогли назначить следующий семпл. И таким образом мы будем подымать тон двигаясь по клавиатуре. Значение Pitch Start (с какого тона начинать подымать высоту) ставим на значение 0. Т.е. будем плясать от E3. Это настроки высоты тона. И вот тут есть параметры Атаки и Релиза. Атака (Attack) отвечает за начало звука, за его старт (атаку). Если мы поставим ее большой, то звук будет наступать плавно. Release – это затухание звука (подобно педали на пианине), если он короткий – то конец звука будет обрываться сразу как только вы подняли палец с клавиши, если длинный – то срабатывает сустейн и не смотря на короткое нажатие ваш звук будет звучать с хвостом, т.е. плавно затухать.

Теоретическая вставка – ноты обозначаются буквами начиная с ноты Ля, которая обозначается первой буквой алфавита А. Далее идем по гамме на верх Ля – Си – До – Ре – Ми – Фа – Соль – и опять Ля. Все что ниже ноты на пол тона обозначается бимолем, маленькой буквой b рядом с основной, к примеру Fb (т.е. Фа ниже на пол тона – а это есть ми Е). Все что выше основной ноты на полтона обозначается диезом # (к примеру А# — ля выше на полтона).

MaxVoice – это грубо говоря полифония, сколько одновременно можно играть звуков. Сейчас стоит 1 и как вы понимаете это не позволит взять нам аккорд. Поставим тут 16 и мы можем брать аккордом.

Далее, миди канал. Здесь надо отметить, что формат GM работает с 16-ю отдельными каналами на которые вы можете назначить соответственно 16 инструментов из 127 возможных (вообще цифра 127 – это священное миди число). Причем барабаны в MIDI обычно идут на 10 канале. Не путайте канал миди с дорожками в Риппере, вы можете использовать все 16 каналов миди в одной дорожке Reaper и так до бесконечности.

А вот к примеру чистый миди редактор (т.е. программа для создания MIDI музык), кейкволк устроен по этому принципу. Так как он работает только с миди и больше ни с чем, у него в распоряжении имеется только 16 каналов на которых можно использовать соответственно только 16 инструментов. Но также в миди сверху имеются еще 16 портов – в каждом из которых вы также можете создать по 16 каналов. Итак с этим мы разобрались.

В риппере на одной миди дорожке вы можете записать 16 разных партий одновременно на разных разных каналах (именно на одной дорожке). А воспроизводиться они будут уже в соответствии с установленными на каждый канал звуками инструмента на этой дорожке? Понятно? Более подробно мы коснемся этого чуть позже.

Вот сейчас у нас стоит 0 канал, что означает что семплер использует все каналы, где бы мы не играли на нашей клавиатуре. Мы можем ограничить к примеру поставить тут первый, а на другой звук, который мы сделаем, мы поставим – второй канал. Тем самым мы можем позвать к себе в гости двух друзей Ваську и Петьку с их миди клавиатурами, подключить их к нам по миди, установить на клаве Васьки 1-ый канал, а у Петьки – второй, и теперь Васька будет играть первым инструментом, а Петька вторым – на одной дорожке одновременно. Ну это чтобы вы немного представляли себе что такое миди каналы.

Это галочка loop – петля, т.е. если мы не отпустим клавишу наш звук будет постоянно повторятся. Так ну вот первые две ноты нашего семплера созданы, давайте продолжим. Сейчас нам надо нажать на следующий свободный слот на дорожке эффектов и вставить второй семплер. Оба они будут работать в сквозном режиме. Не переживайте на этот счет. Вторую ноту мы также вставляем в новый семплер, сейчас она у нас звучит везде. Но нам ее надо ограничить следующими клавишами. Вот теперь посмотрим как оба эти семплера работают. Вот это окошечко мигает когда в семплер поступает миди команда, ну тобишь нажатие на клавишу. И вот смотрите, от сюда у нас работает этот семплер, а от сюда – этот. Вот это сделано достаточно неудобно в риппере и по этой причине мы не будем продолжать делать наш виртуальный инструмент на базе риперовского семплера (мы с ним просто разобрались) и лучше сразу пересядем на сэмплер NI Kontakt, который наворочен неимоверно, дорогие друзья. Где его достать я думаю вы разберетесь без проблем.

Установка его достаточно простая — при установке вы указываете папку VST, куда скопируется библиотека dll и у нас в риппере мы заходим в установки и обновляем, сканируем папку вст на наличие новых плагинов. Теперь все что есть новое появится у нас теперь в списке. Теперь давайте его добавим к нам на дорожку (предыдущие семплеры я пока выключил удерживая шифт) нажимаем на свободный слот и здесь смотрим в директории VSTi – контакт, вот он есть тут у нас.

Мегасэмплер NI Kontakt

Контакту конечно же надо посвятить отдельный урок, потому как это очень сурьезный прибор, который используют очень серьезные дядьки. Мы сегодня постараемся кратенько, но по существу, что говорится.

Итак давайте начнем потихоньку. Большой кайф контакта, что он работает с пакетами семплов. Для того, чтобы добавить в семплер сразу все наши звуки мы открываем Media Explorer и с шифтом выделяем все необходимые наши звуки, а теперь просто перетаскиваем их на вот эту зону контакта. Все, Сэмплер уже создан звуки в нем имеются. Надо их только распределить.

Нажимаем на вот этот ключ, чтобы попасть в настойки и здесь идем сразу в редактор карт Mapping Editor. Чтобы вы знали, распределение семплов относительно нот и громкости называется mapping. Тут все просто. Русские шрифты мы не понимаем, но цифры видно… Вот наш первый семпл вконце. Давайте мы его перетащим на С3 и распространим его на пол тона, растянув квадратик. Далее второй семпл, перетаскиваем сюда и также распространяем его на пол тона. Итак мы делаем со всеми. Тут есть кнопка Tracking – она выключает хроматический режим клавиатуры, т.е. игнорирует тон, можно услышать оригинальную высоту тона семпла. Reverse обратит семпл, т.е. будет играть его задом наперед. Tune – подстраивает высоту тона. Вот этими кнопочками мы можем зумировать окно. А ве основные настройки отображаются вот тут сверху: диапазон звучания конкретного семпла, диапазон громкости , Корневая нота, от которой семпл будет плясать, громкость уже ЗВУКА, данного участка, панорама, подстройка тональности Tune. Давайте теперь выставим все звуки в соответствии с тональностью. Я позволю себе промотать этот момент.

Так, а теперь давайте наши края мы растянем на всю кухню, чтобы не терять пространство клавиатуры. Вот так. Теперь у нас звучит все и везде. Далее, нам надо добавить к нашему новоиспеченному инструменту атаку и релиз, как в стандартном риперовском семплере. Легко. Важно знать, что это параметры громкости, потому как именно громкостью делается плавная атака и затухание звука в тишину. Зная это мы в левой части контакта выбираем вкладку модули – это библиотека подключаемых модулей контакта. Их тут жопь сколько, но нам нужен сейчас раздел Envelopes (огибающие). Понятия Атака и релиз относятся к Envelopes и обозначаются кратко как Env (ну практически везде так). И здесь мы выбираем AHDSR что расшифровывается как Attack (Атака) – Hold (Удерживать) – Decay (длительность звука) – S (Sustain) – R (release) — затухание.

Теперь нам надо назначить этот модуль ручке громкости нашего инструмента, вот этой Volume. Мы его перетаскиваем мышкой на него и опа! Он работает! Теперь появился у нас блок Mod (модуляторы) где виден модулятор Envelope AHDSR с его настройками. Вот эта кнопка перенесет вас вниз к параметрам этого модулятора. Пробуем менять атаку – работает, релиз – работает. Как вы понимаете, такой же модулятор можно добавить и на панораму Pan и на параметр Tune – высоты тона и вот таким же образом управлять поведением этой крутилки в соответствии с Envelope AHDSR. Круто очень.

А теперь давайте отредактируем один семпл – сделаем ему бесконечный луп, чтобы полноценно использовать его сустейн и релиз, для этого мы дважды щелкаем на соответствующем семпле и попадаем в редактор волны (Wave Editor). Тут нам предлагается куча всего, не пугайтесь будем по порядку. Нам нужна вкладка Sample loop (т.е. петля семпла). Мы активизируем режим loop нажимаем на эту кнопку и теперь у нас при нажатии на эту клавишу семпл будет играть по кругу. Вот этими рамками мы можем указать где конкретно у нас будет работать луп. Давайте покажем их на середине. Слушаем нажав вот тут на рамке маленькую кнопочку плей. Если у нас слышен щелчок (фаза не совпала), мы можем подкорректировать стык лупа вот этой опцией Loop Edit – здесь мы уже четко поставим, чтобы не было никаких щелчков.

Вот эти рисочки с буквами S и E – указывают где наш семпл стартует от слова Start и заканчивается – от слова End. Вот к примеру хотим вот отсюда начать. Так, теперь давайте скажем лупу не петлять каждый раз сначала, а возвращаться в обратку. Делается это вот тут. Стрелки туда обратно. Вот как. Так получается плавней. Давайте тоже самое сделаем теперь для дургих семплов, чтобы они все были у нас бесконечные. Я немного перемотаю этот момент.

Теперь по сути мы получили бесконечный синтюк и можем делать из него что угодно, даже скрипки. Давайте попробуем поиграться с настройками Envelopes и сделать что-то наподобие PAD. Сделаем плавную атаку и долгое затухание. Дальше мы можем обработать это эффектами. Ну вот что-то получилось. А теперь давайте сверху наложим обработку типа CutOff – очень популярную обработку среди электронных музыкантов. Эффекты мы будем перетаскивать вот на эти слоты – слоты эффектов для нашего инструмента. Идем в раздел модули, фильтры (ибо CutOff относится к фильтрам) и тут выбираем 4-pole BP фильтр. Пробуем изменять его параметры. Так, а теперь я хочу чтобы у меня этот фильтр постоянно крутился. Это можнос сделать спомощью так называемых LFO модуляторов. Мы теперь идем в модули Модуляторы – LFOs и там назначаем модулятор Sine (синусоида) параметру CutOff и вот он начинает работать. Давайте его отрегулируем. Нажимаем на кнопку со стрелкой и переходим к редактированию синусоиды. Синусоида имеет частоту, параметр атаки fade in и фаза, которую мы можем менять. Она, синусоида, будет постоянно генерировать двидение в соответствии со своей частотой и фазой. Мы можем сделать быструю частоту и медленную. Получается здорово.

Теперь давайте добавим еще несколько эффектов. Я пока про них не буду особо рассказывать, про эффекты мы поговорим в следующем нашем видеообзоре. Для добавления эффектов можно нажать на плюсик в свободном слоте. Тут у нас есть фильтры, эквалайзеры и собсно эффекты. Ну давайте поставим Rotator пока и все. Так а в Инсерт эффекты мы поставим Эхо (правильно называется Delay), Хорус и реверб. Ну вот получили достаточно забавный аналоговый такой пэд и кто бы мог подумать что он получится у нас из обычной детской пукалки.

И в завершение к этому уже хотел бы коснуться еще одно интересного момента, опять давайте прейдем к редактированию семпла и выберем здесь вкладку Zone Envelope. Здесь мы можем добавить кривую изменения громксоти, панарамы и тональности. Сейчас покажу в чем фича. Давайте добавим пока Tune нажав сюда на кнопку, вот у нас появилась линия изменения тональности мы можем теперь добавить несколько точек и изменить эту кривую. Теперь при воспроизведении этого семпла, семплер будети менять тональность в соответствии с этой кривой.

Так … резюмирую пока что есть. Таким образом, с помошью семплера Контакт — вы имеете совершенно безграничные возможности в творчестве своих собственных музыкальных инструментов.

В следующем уроке детально разберем функции режима Piano Roll в Reaper. Увидимся!

Дата публикации: 05.07.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 22
  1. Сергей,добрый день,или вечер.
    В поисках информации о рипере,попал на Ваш сайт,и был приятно удивлён вашими уроками по рипер.
    Хорошее сочетание юмора,и толкового обьяснения по теме.
    Хотелось бы от Вас продолжения в таком же стиле!!!

  2. здравствуй сергей горбачёв
    очень признателен за видео-уроки по Reaper
    приятно понятно доступным языком сделано
    может есть у вас видео-урок по Reaper как работать с многоканальными VST синтезаторами такие как гиперсоник грувагент RMX и тому подобное а то у меня соображалка ни как не допрёт как использовать один синтезатор и все его 8-16 каналов одновременно мне приходится на каждую дорожку открывать один и тот-же синтезатор а это не очень удобно
    в кубейсе там такой проблемы нет но Reaper мне понравился только по одной причине не грузит процессор и звуковая карта прекрасно работает даже если большой — тяжёлый проект. думаю не только я вам буду признателен а все пользователи Reaper скажут спасибо.
    буду ждать вашу видео работу по этой проблеме.
    сергей самойлов.

  3. Привет.

    Видеоурок такой только готовлю (еще ж жрать что-то надо), но помогу!

    Итак, для примера расскажу про батарейку (battery), она тоже многоканальная, сцуко. Все остальные действуют по тому же принципу.

    Короче, ставим плагин на дорогу. Окно плагина появится и справа вверху этого окна (там где кнопка Param) — кнопка 2/32 Out — вот это и есть оно! Сама эта надпись говорит о том, что вы в данный момент юзаете 2 канала из 32 возможных. Тык туда.

    Там — матрица, слева внизу увидите плюсик — тык на него (добавить каналов). Терь надпись поменялась на 4 / 32, что говорит о том, что мы юзаем уже 4 канала батарейки из 32-х возможных. Можно натыкать там сразу 32.

    Теперь, в самой батарейке во вкладке Cell — внизу справа под ручкой громкости есть список исходящих каналов CH — там все каналы для Cell’ов (для сэмплов собсно). К примеру выделили мы один какой-то Cell с бочкой, теперь выставляем в его CH — St 3/4, т.е. направлять звук с этого села — в 3/4 (стерео, левый / правый). Хорошо.

    Проигрываем — звук пропал!
    Не «о боже, будь проклят этот рипер», а — «ура, все работает!».

    Теперь осталось создать соседскую дорогу, назвать ее «бочка из батарейки отдельная» и с дороги с батареей перетащить Сенд (слоты под слотами эффектов — при перетаскивании появится иконка джека) — на сенд нового трека. На дороге с батарейкой в сендах появится собсно сенд, тык по нему!

    Там внизу написано, Audio 1/2 => 1/2, что говорит о том, что шлем ка мы все с этой дороги (с канала 1/2) в соседский трек в такие же 1/2. И ТУТ САМЫЙ СМАГ!!! Тыкаем на первые 1/2 и в списке выбераем Stereo Source — 3/4. Получается сенд 3/4 => 1/2 (т.е. слать с трека с батареей, с ЕГО канала 3/4 — на соседский трек в 1/2). Вуаля! Работает!

    Рассказал дюже подробно, но потыкав разок все всосется как надо, не перживайте! ))) Ежели чего, свистите!

  4. Сергей, Спасибо за информацию! Отдельно хочу отметить проделанную работу по оформлению, т.е. приподнесению материала. Сам пытаюсь развиваться в сфере аудио-видео-дизайна.

  5. Здорова Серега!
    Видео здоровские , но у меня несколько вопросов.
    1. Как выделить ноту с 2х сторон рисками, где их взять?
    2. На видео ты добавил семпл с несколькими звукам. Ноту которая нам нужна, ее нужно только выделить или она вырезается?
    3. Я сделал семпл, но при быстром проигрывании на миди клаве, «цыкает» что это такое и как от этого избавится?
    Спасибо!!!)

  6. Хочу дополнить: для записи в прямую (голос, гитара, бас, и т.д. — всё, что пишется живьем) нужно настроить аудио карту в вашем секвенсоре чтобы задержка была меньше хотя бы 6 мс! Тогда вы сможете записать всё с неслышимым уху искажением! И как сказал Сергей в одном из выпусков уроков: большой буфер Вам понадобится при сведении материала, когда будете навешивать эффекты и многое другое.
    Спасибо автору за уроки, я почти всё это знаю (ну всё, только не знал некоторых вариантов как можно еще прийти к одному результату), т.ч. дополнил в базу знаний несколько очень полезных и простых манёврах. Вы очень креативный человек, судя по тому, как записываете игрушки ваших детей.
    Большое Спасибо Вам, Сергей)

  7. В новой версии рипера так и не смог понять как включить миди-клавиатуру, чтобы клацать и она играла. Такого пункта не нашел, как в уроке.

  8. Серёга,ты гений! Кабы не твои уроки, стёр бы я рипера,теперь попробую чё нить сваять!

  9. Сергей, спасибо за уроки, они у вас одни из лучших. а вы могли бы преподавать лично или через скайп?

  10. Здравствуйте Сергей.как записать трек чтоб когда я записывала трек была слышно музыку,когда я начинаю записывать получается что музыки нет а есть только слова,я не знаю что делать помогите,заранее Спасибо) Reaper

  11. Привет всем, вопрос к знатокам программы Reaper — Как сделать, что бы курсор не перемещался, когда сделан клик в поле аранжировки, а был активен только в верхнем временном поле? Одним словом, как в Cubase?

  12. Ребята, я уже сам раскопал, хочу поделиться, как сделать в Reaper не прыгающий курсор при нажатии мышки на поле аранжировки. Всем привет. Андрей, я всё же сделал курсор как у вас.
    Опишу порядок действий, для тех, кто хочет собственную конфигурацию.
    Значит так, сохраняем сначала то, что вы уже создали под себя.
    Хоть это уже и было сказано Андреем Вахненко, повторю. Заходим в Options\Preferences\General справа Export configuration
    Сохраняем. Потом в этом же меню нажимаем Import configuration и открываем файл скачанный с https://www.youtube.com/watch?v=NcVk_7HkClo (Сначала распаковываем :-))
    получаем файл andivax_reaper_config, импорт, ну и оставляем только одну галочку слева, Configuration. У вас должен открытся Reaper без всяких вкладок Toolbar и т.д. Но это не страшно. Далее опять заходим Options\Preferences ищем слева
    вкладку Mouse Modifiers далее справа кнопка Import/Export нажимаем,
    выбираем Save modifiers for all contexts… Нажимаем, сохраняем под именем,
    ну например modifiers Andi Vax. Всё, остается зайти назад
    Options\Preferences\General справа Import configuration
    (Естественно вашей и со всеми галочками),
    Потом заходим опять в Options\Preferences\Mouse Modifiers кнопка Import/Export и
    Нажимаем Load modifiers for all contexts… Всё, курсор как в Cubase.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контрольный вопрос (проверка на спам): * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.