Создаем музыку на Reaper (часть 3)

Длинный урок получился, много воды налил, но цель была научиться работать с темпами, длинами и тональностями объектов. Думаю здесь была и теоретическая и практическая части.

В этом видеоуроке:
1. Организация дорожек
2. Структурирование библиотек сэмплов
3. Media Explorer (работа с сэмплами, подгонка семплов по темпу)
4. Time Stretch (растяжка объектов) без изменения тональности (автоматизированная и ручная)
5. Pitch (изменение тональности объектов)
6. Алгоритмы грануляции звука (для Stretch и Pitch)
7. Playback Rate — изменение скорости проигрывания объектов
8. Автосохранение проекта
9. Формирование черновых образов нашей песни в стилях brake bit, dnb, techno
10. Вкладки проектов в Reaper

Текст урока

П

родолжаем трудиться над нашим произведением и освоением программы Reaper. Как я вам обещал в конце прошлого урока в этом мы попробуем определиться со стилем нашей композиции и, соответственно, ее темпом. Для этого мы буем подбирать к ней различные ритм-секции, грубо говоря, подставлять ритмические готовые лупы, чтобы понять — где хорошо ритмически звучит наша тема. Ритм-секцией приятно считать совокупность партий ударных инструментов и баса, но на самом деле это понятие может быть гораздо шире, особенно в электронной музыке.

Организуем правильно наши сэмплы, т.е. перенесем наш речитатив на первую дорожку, и переименуем эту дорожку в «Тема». Тут же можно выбрать иконку для трека (правой кнопкой по треку — Set Track Icon), чтобы мы могли бы быстро ориентироваться по трекам когда их будет много.

Вторую дорожку мы назовем Drums (т.е. барабаны), сюда мы будем с вами подставлять барабанные лупы (или петли), часть из которых я обязуюсь пердически обновлять у себя на сайте в разделе Сэмплы. Если у вас еще нету своей библиотеки сэмплов – создайте ее. В интернете можно найти множество различных сэмплов, поищите, покачайте. Но конечно использовать готовые сэмплы без последующей обработки — это не серьезно, имхо. Лучше и значительно интереснее создавать и обрабатывать их самостоятельно. В будущем я планирую снять специализированное видео по процессу сбора и обработки сэмплов – будет очень забавно.

Итак, на своем компе я организовал библиотеку сэмплов таким образом:

  • 000 — здесь все, что еще не обработано или то, что выгоднее иметь отдельно, нежели структурировано;
  • ARPS — различные арпеджо, арпеджераторы и переливы;
  • BANKS — отдельная папка для всевозможных банков и прессетов, также структурированных в соответствии с этой структурой;
  • BASS — сэмплы басовых инструментов (папки внутри: 000, One Shots, Loops, FX, Pads);
  • WINDS — духовые инструменты (папки внутри: Flutes, Horns, Sax, Trumpets, FX, Loops);
  • DRUMS — барабанны (папки внутри: CYMBALS (China, Crash, Cymbals Loops, FX, Hats, Rides), KICKS (Live Kicks, Electro Kicks, Subs, Kick Loops), SNARE (Electric Snares, Live Snares, Loops), TOMS, LOOPS (папки по коллекциям, можно сделать по темпу), PERCUSSION (Bells, Claps, Claves, Congas, Cowbells, FX, Loops, Shakers, Tablas, Tambourine, Vibraslaps);
  • FX — коллекция эффектов и экспериментальных звуков (000, коллекции, Backgrounds, Calm, Comic, Falls, Loops, Noizy, Percussive, Scratch, Fx Themes, Unq, Voices);
  • GUITARS — коллекция гитарных сэмплов (loops, one shots, distorted, clean, riffs, коллекции);
  • HITS — различные хиты;
  • MUSIC LOOPS — различные музыкальные лупы (вырезки из всевозможных фильмов и т.д.);
  • PAD — коллекция пэдов (000, chords, fx, noizy, strings, themes, коллекции);
  • PIANO — коллекция пианинных звуков (000, one shots, loops, themes);
  • SYNTH — коллекция синтезаторных звуков (one shots, loops, themes, fx, коллекции);
  • VOICES — коллекция голосов (000, Speech, Male, Female, Themes);
  • WORLD — коллекция этнических инструментов (percussive, strings, winds, fx, loops).

    * Нулями я называю папки, чтобы они по умолчанию сортировались вверху списка в Проводнике.

  • Можно конечно сделать более подробно, я все равно со временем захламляю эту структуру. Но в таком структурированном виде использовать сэмплы очень удобно, я в любой момент времени могу найти нужный сэмпл, не роясь часами в папках по коллекциям. Самое сложное в этом – заставить себя потратить пару — тройку дней, чтобы все это разгрести. Но в итоге вы сэкономите себе целые часы работы, а иногда важны даже секунды, когда в голове держишь идею, но пока роешься в папках — уже забыл ее.

    Темп у нас пока 120 bpm. Не самый танцевальный темп для клубной музыки как мне кажется… Хотя, как поговаривают, сейчас как раз наблюдается тенденция к замедлению танцевальных темпов в клубах. 10 лет назад клубная музыка шла 140, потом постепенно перешла в 130, в 127 и сейчас я думаю – самое оно 120 ваять. Я, признаюсь, не силен в клубной музыке (ди и вообще я — увлекающийся дилетант), я ее никогда целенаправленно не слушал (ну только если – для общего развития), а в клубе я был всего пару раз в жизни и то, слабо помню как это было.

    Media Explorer

    В

    риппере для навигации по библиотекам звуков есть замечательное окно Media Explorer. Вызывается оно сочетанием клавиш Ctrl Alt X или в меню View – Media Explorer. В нем отображается классический виносовский Проводник, в котором мы можем перемещаться по нашим дискам, искать нужные файлы в папках, отображать их списком и т.д. Проигрывание файла происходит автоматически при включенной галочке AutoPlay. Можно создавать Ярлыки для быстрого доступа к папкам. Щелкаем правой кнопкой на папке – Add To Shortcut List. Согласитесь — это очень упрощает навигацию по сэмплам.

    Мы сейчас выделяем отрезок в 4 такта с нашим сэмплом, чтобы играть его по кругу. Кнопка Луп (петля) у нас включена (в панели Media Explorer также есть кнопка loop – она включает петлю, но уже – во встроенном проигрывателе окна Media Explorer).

    И самое главное — это настройки подгонятеля или подбирателя темпа. Для того, чтобы это активизировать – надо выбрать в нем Tempo Mach On (т.е. подтягивать темп под темп песни) и если поставим галочку – начинать играть Start On Bar (баром называется вот эта первая полоска такта) — сэмпл будет начинать играть только ровно в такт.

    Имеется в Media Explorer также ручка громкости. Тут же есть панель управления с кнопками навигации. Думаю, тут все понятно, ничего сложного и вы быстро разберетесь.

    Помимо просто подгонки под тем песни здесь есть выбор подгонки: подгонять ускорением в 2 раза или замедлением в 2 раза. Ну или использовать кратчайший путь для подгонки – просто включить Tempo mach on. Или просто выключить подгонку.

    Важно. Вы должны помнить, что при вставке объекта (а вставка у нас происходит либо двойным щелчком по файлу, либо – перетаскиванием файла на панель TimeLine), Reaper будет отслеживать — что у вас было включено в подгонятеле и вставит объект в соответствии с этим. Т.е. если в там стояло — замедлять в два раза, Reaper вставит семпл замедленный в 2 раза. И наоборот. Учтите это, когда будете добавлять свои семплы.

    Равнение объектов также можно осуществлять вручную.

    У

    держивая клавишу Alt и растягивая объект за правый край мы можем менять его длительность (т.е. сужать и растягивать сэмпл). При этом мы можем сохранять тональность (если в свойствах объекта F2 напротив Playback Rate (скорость проигрывания) стоит галочка Preserve pich when changing rate (сохранять высотут тона когда изменяется длина объекта). При изменении длины у нас на объекте появится надпись Rate: , которая информирует — на сколько именно мы сужаем / растягиваем наш объект. Давайте послушаем. Правда здорово?

    Функция изменения длины объекта без изменения тональности (хотя не всегда) в простонародье была названа Time Stretch (растяжка времени) и она нам очень пригодится, когда мы будем подгонять сэмплы под нужный нам темп. Как вы видите, это не составит большого труда.

    Pitch (изменение тональности без изменения длины объекта).

    К

    роме Time Stretch есть также функция изменения тональности (высоты тона) звука без искажения его длинны. Называется она Pitch (высота звука). К примеру, нам надо понизить наш голос (сделать его басом), но сохранить при этом нашу ритмику. И тут есть два способа сделать это. Начну с самого простого и удобного. Выделив наш объект надо нажать Shift 0 – для поднятия тона и Shift 9 – для снижения тональности. Как вы видите, опять на нашем объекте появилась надпись Pitch: (высота тона), которая указывает — на сколько мы подняли или опустили тон нашего объекта.

    Другой способ это делать – через персональные настройки нашего объекта F2 — Pitch. Вы также можете осуществлять более детальную настройку тональности, т.е. менять не тон – а полутона (секунды), к примеру если ваша певица не попала в полтона. Делается это клавишами Shift 8 (поднятие тона вверх на сотые доли), и Shift 7 (тоже, только — вниз). Это мощный инструмент для создания всевозможных ремиксов.

    Методы грануляции.

    Е

    стественно, при изменении тональности и длинны нашего сэмпла слышны искажения звука. Это естественно, так как такие манипуляции осуществляется путем сложного алгоритма грануляции звука. Эти алгоритмы могут быть различными в зависимости от задачи: ударные — важно сохранить четкие удары, чтобы не потерять ритм, скрипки – плавный тон, вокал – не должно быть потеряно ни единой буквы и т.д.

    И вот способы этих алгоритмов мы можем выбрать в свойствах объекта — F2. Здесь есть раздел Pitch Shifting / Time Stretch mode со списком алгоритмов, которые вы можете выбирать. Послушайте различные вариации и выделите для себя определенные. Лично я, в основном пользуюсь Elastic Pro для Pitch и поэтому я выставляю всегда его по умолчанию в настройках проекта Alt Enter во вкладке Audio Settings.

    Playback Rate

    П

    равда иногда бывает задача изменять просто скорость проигрывания звука — натуральный Playback Rate (что-то наподобие эффекта замедления пленки). Т.е. когда мы понижаем тональность звука – он соответственно удлиняется, а при ускорении нашего звука – наоборот укорачивается.

    Так вот, для любого объекта это можно сделать персонально и делается это следующим образом: вызываем окно свойств объекта F2 и выключаем там галочку с Preserve pich when changing rate. Нажимаем OK и теперь спокойно тянем с Alt за правый край — тональность не будет сохраняться, просто сэмпл будет замедляться / ускоряться в зависимости от длинны. Есть еще способ, выделив нужный объект Shift 6 – повышает таким образом сэмпл на тон, а Shift 5 — понижает. Если надо более детально понижать / повышать скорость семпла (на полутона и секунды), используйте клавиши Shift 4 (для повышения скорости на сотые доли) и Shift 3 (для понижения). При этом, как вы понимаете, никаких сложных алгоритмов грануляции не происходит, а просто скорость проигрывания нашего объекта меняется. Часто это применяется в музыке типа trip-hop и downtempo, там часто таким образом замедляют барабаны и лупы, чтобы они звучали вяло и низко.

    А для того, чтобы сделать это вручную, т.е. чтобы замедлить семпл четко привязавшись к нашей ритмической сетке, используя привязку — надо сперва нажать какую-нибудь из этих горячих клавиш изменения Playback Rate, ну к примеру Shift 3 и после этого, если мы будем тянуть объект с альтом как в прошлый раз – мы будем изменять уже Playback Rate, а не Time Stretch как ранее. Т.е. прежде чем тянуть Playback Rate, надо войти в этот режим нажав одну из его горячих клавиш.

    Вы можете всегда поставить значения по-умолчанию в персональных свойствах объекта (т.е. нажать F2 — Playback Rate (скорость проигрывания) – тут должна быть единица по-умолчанию, Pitch (высота тона) – 0).

    Сохранение проекта — сочетание клавиш Ctrl S. Рекомендую почаще это нажимать, ибо бывает программы вылетают. А чтобы перестраховаться – вы можете включить функцию автоматического сохранения проекта в настройках — Ctrl P — General. Every 15 midutes (каждые 15 минут) — можете сохранять проект и отдельный от основного проекта проет (фига се выраженице), ну, что-то типа backup’а. Теперь каждые 15 минут у нас будет создаваться бэкап.

    Спасибо за внимание. До встречи. Следующий урок — инструкция по программе Reaper посвящен MIDI и сэмплерам.

    Дата публикации: 11.05.2011
    Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
    Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

    Комментарии

    Всего комментариев - 21
    1. Сергей спасибо тебе за твою деятельность))))))))))
      нравица
      нечаянно стал обладателем KOMPLETE 8 от NI
      посмотрел уроки о BATTERY
      нет ли в планах рассказать о других инструментах из этой линейки?

    2. Сергей,при смене темпа вы подгоняете всегда сэмпл с альтом,
      но в item properties есть опция Item TimeBase,если в ней выбрать Beats(position,Length,Rate)то при смене темпа луп
      будет подгоняться автоматически…Достаточно только один раз-первый-подогнать с альтом,а потом меняй темп композиции,как хочешь…

    3. Ты говорил,что до сих пор используешь SF2…
      Есть отличный VSTi-DirectWave,играет SF2 без конвертации,эффекты,удобный браузер,многоканальный,
      производитель ImageLine(как Фрукты),работает в любом хосте..

    4. Это очень актуально! Банков пруд пруди.. кстати надо жеж выложить всю хрень ))) Попробую, как только мозг освободиться от непрекращающегося дизайна ))

    5. Cергей, большое спасибо за обучалку по «Риперу»! В этих уроках отлично всё — от простых и наглядных объяснений до легкого юмора. Благодаря тебе я перешел из «Adobe» в Рипер».

    6. Подскажите, пожалуйста, а как отобразить шкалу в проекте как у Сергея — время и такты? Где это в настройках? Спасибо!

    7. У меня при любом использовании функции «Time Stretch» (растягивание/сужение файла) вылетает программа.
      Будь-то при попытке синхронизировать предпрослушаивание лупа с темпом трека, будь-то при ручном редактировании с зажатым ALT.
      Мало ли знаете в чем проблема..

    8. Урока, как всегда, классный. Извиняюсь, что вопрос может быть не по теме.Можно ли сделать так, чтобы каждый микрофон имел свою дорожку(запись барабанов).

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Контрольный вопрос (проверка на спам): * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.