Battery 3 NI Native Instruments видео урок (часть 2)

Cразу за первой частью, выкладываю вторую часть видеоурока по Battery 3, после просмотра которого вы будете немножко шарить в этом плагине (ну или по крайней мере — в рамках того, что предлагает на этот счет мануал). Занимательный материал вышел, в частности об автоматизации Battery 3 в Reaper, да и вообще по автоматизации в целом.

Естественно, мастерство работы с ритмами посетит вас лишь с опытом (чего я до сих пор сам жду, когда произойдет), процесс этот — бесконечный. Я к тому, что крутилки крутить — это еще пол дела, а вот знать — чего ты хочешь, это уже несколько другой вопрос. Ну и его, я надеюсь, мы с вами детально изучим в будущем. А сейчас:

В этом видеоуроке:

1. Вкладка Battery Setup (группы инструментов, полифония,
2. Cell Activation, Round Robin (попеременная смена ячеек), варирование одного барабана
3. Velocity: Зависимость громкости от силы нажатия на клавишу (громкостью)
4. Latch и Retrigger, Quantize, Articulation и Эхо и Криванайз
5. Вкладка Mapping
6. Вкладка Wave — редактор сэмплов, основные операции
7. DC Offset — что это?
8. Вкладка Loop, зоны лупирования
9. Вкладка Modulation: Modulation Router, LFO (варирующаийся Cutoff на ячейку)
10. Вкладка Эффекты (Lo-Fi, Сатуратор, Эквалайзер)
11. Компрессор — что это, типы динамической обработки (Limiter, Exciter)
12. Инвертирование фазы, противофаза на микшере в Reaper
13. Вкладка Master — мастер эффекты, работа этой вкладки во время мультиканального режима
14. Эхи, Ревербы (алгоритмический и импульсный), возможность использования разного значения этих эффектов для разных ячеек (средствами Send)
15. Автоматизация Battery 3 (37:11), вынос крутилок на Timeline и на midi (Autamation Page)
16. Автоматизация вообще плагинов в Reaper (38:44)

Текст урока

Едем далее, вкладка setup – это для фанатов конечно.

ВКЛАДКА SETUP

В батарее есть такое понятие как группы инструментов. Вы можете их создавать, вот давайте создадим группу рабочих клэпов. Выделим их и здесь выберем группу 1, давайте ее переименуем. Вот она у нас тут появилась. И вот теперь для этой группы мы можем указать полифонию, т.е. максимальное количество звуков одновременно звучащих. Сейчас тут стоит 1 звук, соответственно, звук который тянется, перекроется новым звуком. Хотя эти алгоритмы, что чем перекроется указываются здесь. Это обычно используют для открытого хэта, который надо закрыть звуком закрытого хэта.

Тоже самое группа заглушки (choke group), только уже на уровне групп, а не ячеек, т.е. чтобы одна группа перекрывала другую.

Теперь, Cell Activation – поведение нашей ячейки. Ох, мудреная хрень, постараюсь вкратце объяснить. Три строки, первая показывает собсно поведение при нажатии на ячейку. Trigger on – собсно звук будет проигрываться на нажатие клавиши, trigger off – наоборот, на нажатие – не будет, а на отпускание клавиши – будет! Как вы видите, этот канал высвечивается когда я его держу.

Далее, эту речку мы можем направить также по вот этому руслу и тут указать определенные условия работы ячейки. Можно к примеру разрешить работать нашей ячейке, только при какой-то нажатой клавише On Key, либо при определенном значении конкретного контроллера. Раунд Робин, это к примеру когда вы хотите чтобы по одной ноте ячейки у вас менялись, вот выделим 4 сразу, назначим им всем одну клавишу – нажмем Learn и ткнем дважды на миди клаве чего-нибудь. Вот теперь у нас играют все 4 по одной клавише, а вот теперь выставляем для всех них раунд робин и отдельно кна каждом указываем позиции 1, 2, 3, 4. Т.е. логику вы поняли да? Вот теперь они лупят поочередно каждый. Тоже считаю бессмысленной хренью, хотя есть у вас 4 разных звука допустим рабочего барабана – это достаточно разумный способ.

Вот например из этой песни возьму куски рабочего, они тут как вы слышите имеют разное звучание. Опять же барабанщик имел неосторожность играть без аккомпанемента. Засемплирован был, что называется. И вот скопируем теперь эти партии четыре раза, выставим отдельные удары (пауза), поставим для них одну ноту и поставим раунд робин. Вот теперь как бы рабочий у нас постоянно вирируется, можно также поставить случайные значения, т.е. чтобы четкой логики в ударах не было. Ну короче, Все равно я это все ручками делаю и в такие приключения я как правило не пускаюсь. Это, как я уже говорил, для больших фанатов всякой хрени.

Далее. Velocity – это поведение громкости. Сейчас поведение линейное, т.е. тихо нажали на клавишу, тихий звук получили, но можно сделать без динамики, тихо нажали – все равно по уху лопатой со всей дури получили, расписались. Применимо для живой игры страшных бочек блек метала, где громкого удара педалью играть не получится, но звук на выходе будет все равно громкий. Ну вот чтобы совсем сделать одну громкость, как бы вы не нажали на эту клавишу – здесь вот есть кнопка fix.

Тут все понятно. Далее, Latch (защелка) и Retrigger – дробить типа. Ну вот смотрите, защелка попеременно включает и выключает ячейку. Если мы выберем retrigger при включенной защелке – то мы включаем и выключаем постоянный бой. Тут понятное дело указываем размер этой дроби. Показываю. Вот если выключу защелку, то длительность будет ровно по нажатию. Ну понятно. Далее настройка квантазазирования (quantize — выравнивание), мы уже с вами эту тему проходили, так вот это выравнивание входящих нот относительно сетки. Вот поставим ряд нот, выставим тут для этой ячейки 1/1 – кстати, вот вы тут можете ознакомиться с размерами. И вот батарейка при проигрывании фильтрует ноты, оставляя только первые. Тоже совершенно ненужная хрень, ИМХО.

Артикуляция. Интересная хрень, либо для совсем обленившихся барабанщиков, либо для экспериментаторов. Это различные барабанные приемы живой игры. Alternate Stroke – постоянно будет менять громкость нот отбалды совершенно, тем самым сделает типа партию большей похожую на живую игру как бы. Release Stroke – это типа два удара рядом, можно играться с дробью и т.п. Я не буду тут особо рассказывать подробно про вот эти вот крутилки, сами разберетеь. Все они настраивают эти артикуляции.
Flam – это как известно форшлаг, два удара одновременно. Drag это подъезд к ноте. Three Stroke Ruff – это более длинный подъезд к ноте. Roll – это дробь (звучит живенько достаточно). Buzz – это прижатие палки к пластику. Muted – короткая заглушенная нота. Speed roll – клевый эффект для всякой электронщины. Счетчик гейгера – это такая развлекуха рандомная. Ну короче, друзья, все это для живых барабанов весьма бессмысленно, а вот для электронных экспериментов – весьма забавные результаты можно получить на выходе.

Далее, эхо. Ну тут все понятно должно быть, нота дублируется создавая эффект эха. Есть фидбек – длительность затухания эхи, гравитация – это замедлять или ускорять эхи к концу, и Tune – повышать / понижать тональность эхов к концу. Разобрались.

Humanize – это кривонайз, придание вашей партии эффекта всечеловеческой рукопопости, т.е. внести в вашу партию различной кривизны и динамических крючьев. Тут можно указывать что конкретно корежить и в каком количестве: громкость, тональность, положение нот и т.п. Ура, с фанатской закладкой Setup покончено, можно переходить далее.

Ну в mapping мы уже с вами поработали, единственное что скажу, что вот выделяя зону, ее можно послушать отдельно Solo Zone, триггер включает прослушку зон при клике на них, Select Zone Via Midi — при нажатии вами на клавиши с различной громкостью – будут выбираться соответствющие этим громкостям зоны. Ну все, тут мы уже говорили достаточно, поехали дальше.

Закладка Wave – это по сути аудио редактор. Помимо указания старта и стопа вашего семпла тут можно этот семпл отнормалайзить (причем батарея сразу скажет типа – э, анука давайте сохраним отдельно этот файл, а то фиг знает, может вы какой-то неуравновешенный тип), вот. Реверснуть участок, убрать DC Offset. Да что такое DC Offset – это грубо говоря уход фазы с нулевого значения. Считается плохим звуком, так как щелкает и пукает на концах и развалит вам микс короче. Хотя видел кучу примеров основанных именно на нем, так что тоже догмы не надо делать из этого. Ну, бывает корявые диктофоны так пишут, со смещением постоянной фазы, вы ее сразу увидите, так как волна лежит не посерединке оси, а — вне нее. Вот типа есть лекарства для этого, коим DC Offset и является.

Также участки выделения здесь можно копировать, вырезать вставлять и мьютить. Чтобы вы понимали, это реально корежит ваш семпл, вернуть это обратно уже будет нельзя, для этого семпл и пересохранялся, чтобы вы корежили ее копию. Это так называемый деструктивный эдитинг. Так что кому нравится делать это здесь – пусть делают. Я для таких вещей, т.е. для работы с отдельными wave файлами, использую тот же самый Sound Forge, который очень люблю и вам рекомендую. Про него мы тоже поговорим, но попозже. Так, ну тут тоже все понятно, пойдемте ка в настройки петель — лупов.

ЛУПЫ

Можно также повторять какие-то участки семпла выделяя для него зону повторений. Таких зон можно указать 4, выбераете зону, включаете луп, можете указать зону двигая ее тут, или же указывать ее здесь в длинне и указывая начало от куда начнется луп (start). Здесь вот можно указать количество повторений, после которых семпл продолжить играть дальше. Вот так. Можно также и потюнить луп. Далее, есть тут установки играть луп пока вы держите клавишу, после чего прекратить играть семплы и собсно после того, как вы отпустите клавишу – доиграть этот луп до конца. Х fade – я про нее недавно рассказывал, это мягкость стыка повторений, чтобы не было щелчка у вас. Следующая вкладка – модуляции.

МОДУЛЯЦИИ

Ну про модуляции я рассказывал – это различные колебания, которые можно назначать определенным крутилкам, ну точнее не крутилкам (ибо это была бы уже автоматизация), а конкретно каким-нибудь там параметрам, например громкости или тональности. Вот здесь что. Это Modulation Router — настройки модуляций. Слева – это исходник, т.е. используя какой параметр, или — каким именно параметром мы будем влиять с вот этой вот степенью — на конечный параметр. Звучи заумно, но вот смотрите. По умолчанию первый показатель говорит нам о чем. Что громкостью (velocity) нажатия на клавишу мы влияем на громкость сигнала с максимальной степенью. Т.е. чем сильнее мы нажмем на клавишу – тем громче у нас будет звук. Если мы эту степень вляния поставим на 0, соответственно силой нажатия на клавишу мы никак не будем влиять на громкость ячейки. Понятно. Давайте пример покажу, вот поставим мы зависимость от громкости нажатия на тональность ячейки с максимальной степенью влияния. И теперь что получается, что чем сильнее я буду бить тем выше будет тон ячейки. Понятно? И как вы видите, степень может быть как положительной, так и обратной – отрицательной.

Или вот поставим зависимость высоты тона входящего миди сигнала – на панораму ячейки и вот когда я верчу колесо тональности — панорама звука меняется. Ну что еще здесь, это параметры послекасания, я про них не хочу рассказывать. Key Position – это позиция на клавиатуре, т.е. в данном случае будет что – чем ниже клавиша у нас, тем звук будет левее.

Можно назначить определенный миди контроллер, тоже не буду про них рассказывать, это не интересно. Random – это случайные значения, давайте поставим тут tune – вот хорошо слышно. Постоянное число какое-то, а дальше идут у нас LFO – низкочастотные колебания волны. Вот они оба эти LFO. Т.е. сейчас мы поставили зависимость от колебаний здесь – параметра высоты тона Tune в максимальной степени. Соответственно, это прямая связка тональности с вот этими нашими колебаниями, котоые мы можем модифицировать. Ну здесь вы разберетесь: типы волн, в том числе случайные колебания, частота, выплывание, начинать сначала при каждом нажатии или продолжать гулять по волнам и синхронизация частоты волн с темпом проекта. Пробую связку по громкости и по панораме.

Далее. Ну про LFO понятно все, да? Теперь вот тут есть еще и кривая – огибающая, которую также можно назначить на что либо. Вот давайте назначим ее на Tune – очень много интересных эффектов можно достичь. Вот давайте немного забегая вперед, включим в эффектах ячейки фильтр, сделаем чуть резче порог, резонанс и теперь здесь поставим зависимость на Cutoff. Понятно, да? Как вы видите, здесь множество эффектов уже от сюда, ими можно всячески тут управлять с средствами модуляторов. Также, можно управлять и параметрами этих же LFO. Ну здесь не буду особо много рассказывать, это все изучается методом экспериментально тыка. Тыкайте господа, да не будете тыкаемы.

Переходим к вкладке эффектов. Ну про эффекты я чуть уже заикался, давайте по порядку. Это эффект придания низкобитного характера нашему звуку, полезная вещица если надо добавить резкости или яркости в глухой и слабый звук. Включается он здесь, как и все тут. Значит, тут есть как бы настройки типа сколько бит вы хотите иметь, сколько герц частота всего этого дела, добавить белый шум (кто не знает – сссс). Также придать этому шуму окраску и вот регулятор собсно громкости этого шума. Ну тут понятно. Далее – сатуратор, рассказывал, умощнитель звука. Эквалайзер и фильтр. Я про них буду рассказывать подробнее чуть позже, но так вскользь – это собсно частотный диапалон, слева басы, справа верха. Ну здесь есть ряд прессетов, которые можно потыкать и посмотреть – это все эквалайзеры и фильтры для конкретной ячейки или группы ячеек. Ну и соответственно у каждого вида фильтра или эквалайзера есть их различные типы, крутите ручки настройки, можно менять прямо на графике. Можно например тут увеличить басы – вот тут EQ1 – Kick Punch. Вот мы усилили басы. Короче экспериментируйте, пробуйте – ничего тут такого сложного нет.

Далее, компрессор. Повторяю, все это для одной ячейки или группы выбранных. Что такое компрессоры и как они работают – точно буду рассказывать в отдельном уроке, где мы уже дойдем с вами до какого-нибудь момента ближе к сведению нашей записи. Вкратце заикнусь, что это прибор который компрессирует динамику вашего звука, т.е. тихие удары и участки звука он может поднять до определенного уровня громкости, а громкие удары сгладить также до определенного уровня громкости. Работа с динамикой звука – это основное назначение компрессоров, лимитеров и эксайтеров. Лимитеры – это ограничители громкости. К примеру вы рассказывали в микрофон какой-нибудь стишок и внезапно, к своему удивлению, очень громко пукнули, да так, что фейдеры ушли в красную зону. Вот лимитер этот ваш пук приведет к обще громкости всего вашего стишка, чтобы он не выделялся так по громкости. Ну про лимитеры я очень люблю болтать и пока оставим этот вопрос на будущее. Эксайтеры 0 расширители, эти наоборот. Допустим вы расказывали стишок, хлопая в ладоши, и вот ладошки ваши записались громко, а голоса не слышно, эксайтер (расширятель громкости) вытащит, подымет ваше унылое бормотание до уровня хлопков к примеру. Уровень вы естественно можете указывать параметром порога Threshold. Ratio – это относительная сила компрессии, атака – как резко компрессор начинает собсно компрессить ваши выпады, release – как долго он продолжает это делать. Не буду сейчас рассказывать про компрессоры едем далее.

Инвертор – поворачивает фазу, так называема кнопка противофазы, про фазу я рассказывал, но что здесь хочу сказать, что к примеру если вы записывали на студии барабан, а микрофонов к нему было 2 и они были направлены в друг-друга (к примеру, один снизу, другой сверху) то смешав их в одну дорогу вы получите совпадение фаз и звук уйдет черт знает куда. Для этого на всех каналах имеется кнопка противофазы и включая ее вы переворачиваете всю фазу канала. Вот это оно и есть.

Так, сенды. Ну про сенды я уже рассказывал и тут как вы видите можно на каждую ячейку поюзать определенный уровень мастер эффектов (т.е. эффектов всей батареи, а не одной ячейки). В частности эха Delay, которое находится вот здесь и реверба, который соответственно находится – вот здесь. Давайте сразу перескочим на вкладку мастер. Это финальные уже эффекты на выходе из батареи, обрабатывают они все ячейки и одинаково для них значимы, ну за исключением разве что эха и реверберации, которую мы для каждой ячейки можем регулировать с помощью сендов. Только вот надо отметить, что при мультиканальности мастер эффекты не фурычат. Они идут только в мастер дорогу. Поэтому для мультиканального режима лучше использовать вкладку effects для отдельных ячеек.

Ну давайте с них начнем. Включим делэй – здесь вы указываете время Time задержки, т.е. частоту повторов эха, Dumping — это заглушение уходящего сигнала эха. Как видите тут визуально показано, что вот неяркое эхо становится. Есть кнопка синхронизации с темпом проекта. Feedback – это как я уже говорил – время затухания эха, Return – это грубо говоря громкость затуханий, а панорама это разбросать отдельные эхи по левому и правому каналам. Ну тут тоже вот очень наглядно показано. Также есть тут прессеты, можете попробовать и поэкспериментировать.

А вот это – ревербератор. В батарее 2 типа ревербератора, первый – алгоритмический, а второй — основанный на реальных звуках помещений, т.е. конволюционный или импульсный. Так как использует звуки реальных помещений, так называемые импульсы, я уже про них говорил.

Алгоритмический ревербератор. PD – это предилэй, задержка реверберации, как видите реверберация выходит чуть позже. Size – это размер помещения. Стерео – это ширина реверберации в каналах левый правый. Поставив на 0 – вы получите моно реверберацию. Реверберации можно менять окраску, делать ее яркой или заглушать (dump), ну а return – это как вы уже догадались – это собсно громкость реверберации. В импульсном ревербераторе надо для начала загрузить какою-нибудь импульс помещения – вот тут большие комнаты, маленькие комнаты, совсем маленькие, какие-то редко используемые, ну вот загрузим большую арену и как вы видите – импульс у нас подгрузился. Сразу скажу, импульсный ревербератор жрет немерено процессора. Что здесь есть. Размер арены, можно импульс обратить (забавно выходит), можно обрезать верхниче частоты ей, можно низкие (это фильтры такие) и собсно громкость реверба. Разобрались и с этим.

НУ и возвращаясь к сендам, давайте вернемся в эффекты нашей ячейки и тут слегка покручивая сенд реверба мы слышим что он меняется. Можно убрать к примеру реверб на всех ячейках сразу, а одну какую-нибудь примочить. Вот теперь вам должен быть понятен смысл сендов.

Ну и что же. Остались самые стойкие и для вас, дорогие дотошные фанаты бонус по автоматизации крутилок в батарее, да можно выносить крутилки на панель таймлайн. По автоматизации я буду также отдельно говорить чуть позже, поэтому начинающим можно временно закрыть уши. Как значит организовать автоматизацию крутилок, чтобы можно ими было управлять из проекта и назначить на крутилки миди клавиатуры. Здесь во View есть пропущенная нами графа Automation Page. Здесь чуть по дурацки реализована автоматизация, но все равно многие интересуются. Вот это — список различных контроллеров, как внутренних батареевыских, так и стандартных – миди (вот между ними мы можем переключаться), которые мы можем назначить на почти любые крутилки. Как это сделать. Во вкладке host мы тащим мышкой контроллер на крутилку и вот он у нас теперь в списке появился. Но, как я уже говорил, тут немного по дурацки это реализовано (как собсно и в большинстве плагинов Native Instrument), вот если в другом плагине, к примеру в эквалайзере мы можем покрутить ручку какую-нибудь и рипер у нас запонит ее и перенесет автоматом сюда в Param – Last Touched, который мы можем как назначить на крутилку миди клавы, так и вынести на панель таймлайн – Show Track Envelope, где уже можем рисовать мышой автоматизацию. Дык вот в плагинах NI вы самостоятельно должны найти этот параметр в списке, благо он там проименовывается

– Prarm – Fx Parametr List (список всех параметров батареи), теперь можете вывести кривую на панель таймлайн или выбрать Learn, и назначить крутилке миди клавы – и вот здесь в списке вы видите, что вот первый сейчас у нас стоит Time. Что и требовалось доказать. Вот теперь мы им управляем. Также можно вывести этот параметр на таймлайн – никаких проблем: Param – FX Parametr List – Show Track Envelope – и вот он у нас этот полоса автоматизации этого параметра времени задержки. Ну и наконец я благодарю вас за офигительнейшее терпение, за стойкость, но я хотел рассказать исчерпывающе по этому плагину и впердь буду делать такие тематически отхождения на различные инструменты. В частности, следующей унас на очереди NI Massive про который я тоже расскажу исчерпывающе. Пригодится или не пригодится – это уже вам решать, моя совесть чиста и я буду рад, если вы мне будете задавать вопросы непосредственно на сайте musicworker.ru ну и тому подобное. Желаю всем любви здоровья и денег – лзд. Покеда.

Дата публикации: 24.11.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 9
  1. Спасибо большое! Смотрю Ваши уроки с отличным настроением:) У Вас просто талант! Часто, просматривая обучалки,не досматриваешь до конца или досматриваешь с трудом. У Вас все по другому. Отличное чувство юмора, грамотная подача материала и отличная дикция. Спасибо еще раз, от всей души. Рад, что нашел Ваш сайт среди множества остальных сайтов:)

    PS Ждемс вторую часть про Массиве:)

  2. Привет Сергей !!!))) , спасибо вам за 1й , и 2й урок , очень полезная инфа ))), жду с не терпением вторую часть про Massive )))

  3. СПАСИБО БОЛЬШОЕ! Смотрел раньше другой курс — многое не понял. А сейчас даже не знаю что я в этой батарейке еще не знаю.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контрольный вопрос (проверка на спам): * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.