Радио Musicworker — James Brown

Привет всем! Сегодня мы будем досконально разбирать музыку, без преувеличения, основателя жанра фанк — Джеймса Эдуардовича Брауна. Традиционно в наших радиопередачах мы детально вникаем в произведения, пытаясь выявить как бы формулу по которой музыканты приходили к этому. Все это — для того, чтобы в дальнейшем положить эти знания на полку нашего музыкального опыта. Очень полезным является класть на эту полку именно положительный опыт.
И сегодня мы, как пластуны-лазутчики, попытаемся вникнуть в музыку Джеймса Брауна и в конце совершим жалкую попытку сделать на основе этих знаний что-то свое (ну понятно что плагиат — но важно пощупать методу, заиметь опыт). Надеюсь вам будет интересно 🙂

В этой передаче:

1. Джеймс Браун — кто такой?
2. Возникновение фанкового ритма — как собсно?
3. I Feel Good — разбор полетов или «гитарист — лох?»
4. Sex Machine — а есть ли формула?
5. Бас в песне Sex Machine, Бутси — ты кто такой ваще? Басовые партии.
6. Чем можно соединить кучу синкопированного чёса?
7. Некоторые критерии танцевальной музыки. Гармония.
8. Шаффл — где начинается фанк?
9. А песни-то похожи? Критично ли?
10. А кто собсно повлиял на Брауна? Чо он делал?
11. Как же так-то? Низов нет, верхов нет — а качает? Делать ли все громко (плясать ли под эту дудку музыкального тренда)?
12. Применяем все на практике, применяем полученные знания.
13. Барабаны, бас, гитара, вокал.
13. «Пацаны вапще ребята» на манер Джеймса Брауна. 🙂

 
Скачать выпуск: Чо послушать (James Brown)
 

Братья! Что забыл сказать в передаче, но напишу тут внизу. Если есть у кого из любимых группа, про которую можете рассказать много с позиции музыки — вы совершенно не стесняйтесь — давайте сделаем что-то. Например Максус сейчас готовит по драмэндбасу, а я потом прочитаю все это и добавлю еще чего-то от себя. Единственное, надо сначала поболтать на эту тему, чтобы не уйти в отрыв от планеты. Думаю надо на форуме такие терки возобновить.


[spoiler show=»Часть текста из передачи (спасибо Ивану!)»]

Привет, Дорогие друзья! Вновь с вами Сергей Горбачев и вновь он будет грузить вас всякой фигней. И продолжая наши супер – передачи по всякой музыке, типа, чо послушать, кто не помнит суть в том, что не просто тупо слушать музыку, но и попытаться выделить какие-то интересные моменты, и может быть что-то попробовать на практике. Продолжаем знакомство со стилем фанк, а знакомство это осуществилось у меня совершенно недавно, хотя предпосылки были давно, еще с детства.
Списки песен, естественно, не полные, можете скачать в интернете и послушать что-то более подробно. Я хочу выделить наиболее интересные треки с точки зрения музыки, музыкотворения, мьюзикворкерства.
Это передача будет посвящена прародителю стиля фанк — Джеймсу Эдуардовичу Брауну, всем известному по песне I feel good. В действительности песня называется I got you, но все ее знают именно как I feel good. Давайте ее сразу послушаем (звучит песня).

Вряд ли найдется человек, который ее не знает. Многие зададутся вопросом: «неужели и это фанк?» — а вот представьте себе, да! Это и есть самый что ни на есть фанковый фанк, потому что его исполняет Джеймс Браун. Вообще Джеймс Браун является олицетворением стиля фанк, потому что этот человек дышит, как фанк, он поет фанк, и мне кажется он даже храпит в фанк. Он своим голосом подчеркивает то, что даже не делает барабанщик и басист (я вот заметил какой интересный момент). Его вокал становится частью ритмики. И с этого момента можно сказать, что началось зарождения стиля реп вообще. Я посмотрел несколько фильмов по истории фанка, естественно, основой был ДБ. Мне интересным моментом показалось, когда музыканты обсуждали с какого момента именно пришло вот это ощущение это ритма, этого стиля фанк. И многие отмечают какую-то там джазовую песню, в которой они обнаружили возможность рифа вернуться на первую долю, на первый счет. Т,е.: one., тwo, three,four, one, тwo, three,four, ONE, и именно возвращение в этот ритм ONE. Ну мы сейчас с вами это четко понимаем, это называется луп, можно сказать мы с вами мыслим лупами, паттернами. Мы берем какой-то луп, какой-то риф, который у нас представляет собой возвращение в какую-то долю т.е. возвращение в ОДИН(ONE), но как выяснилось , что в то время луди так не мыслили, они мыслили более сложными формами, джазовыми, ну и как музыканты Джеймса Брауна и др. музыканты там, все эту теорию какбы подтверждают, что да вот в тот момент времени мы обнаружили вот эту вот ритмическую благодать такую, когда звучит какой-то луп, возвращается все время эта петля в один. Все должно вернуться в этот ONE. Это все рассказывается в фильмах, посвященных стилю фанк. Для меня это не было открытием, потому что я мыслю тоже риффово. Обычное написание музыки заключается у нас в том, что мы придумываем какой-то риф, имеющий начало и конец, и мы его по кругу гоняем и походу можем чето спеть и потом придумываем риф номер 2, который у нас является либо припевом или выходном к припеву, а что есть у нас припев, а припев у нас есть тотже самый луп, но более помпезный, более радостный.

Мое представление, как домашнего музыканта, по поводу лупов было такое, что, если у тебя есть какая-то партия, представляющая из себя луп ты должен ее, как творческая личность, естественно, во время песни понаворотить и к сожалению такой же мыслью обременены все остальные музыканты в группе и в итоге, то, что вы хотели сделать изначально оно начинает видоизменаться по ходу песни и самым приятным моментом в песне оказывается только вступление, а уж потом начинает басист менять свою партию, барабанщик начинает включать две бочки и триольные там всякие подкладочки и в итоге получается каша, а когда задача сводится к тому, что придти в студию и сыграть один луп, ту начинаешь думать, а чо ж я потратил деньги, пришел в студию и сыграл 4 ноты и ушел с фразой: «А дальше вы раскопируйте, Товарищи, потом у как действительно дальше мне играть нечего». И многие считают это зазорным, вообще я прошу обращать внимание всю эту передачу на разнообразие партий басиста и гитариста.

Еще очень сильно меня удивила в этой песне партия гитары. Вот здесь-то и начинается все самое интересное. Прошу обратить внимание, что гитара появляется один раз в одном квадрате, этот шлепок жалкий, который разделяет прямо композицию на две части, но сомнения в том, что он стоит на нужном месте нет никакого! Я не знаю как начать думать, чтобы не заставить себя поставить именно таким образом это партию, а не допустим на каждую четвертую ноту квадрата. И допустим представьте сразу бессмысленность этой ситуации, когда вы попросите своего гитариста шмякнуть только один раз, думаю вряд ли он согласится это добровольно сделать. Но не смотря на все это, мировой опыт и опыт тех людей, которые начинали этот стиль, которые выращивали его постепенно, открывали в нем что-то новое, это етессно работа всех музыкантов и это большой великий опыт, который дан нам бесплатно, чтобы мы учились на нем и продолжали мыслить в том же ключе. НО мы с вами как творческие личности естессно говорим ага, если у тебя здесь такая скромная партия гитары, то мы круче, мы можем навтыкать таких партий не одну, а все 64, а то и 128, так что иди гуляй ДБ, а мы умеем много нот вставлять. Ну многие, надеюсь, понимают о чем я сейчас говорю, ЧУВСТВО МЕРЫ, которое необходимо в себе воспитывать, а также ориентироваться на реальных музыкантов, которые не дураки и сыграли это не из-за того, чтобы пальцы отдыхали ( о гитаристе), барабанщик повторяет свой луп не из-за того, что он больше ничего не умеет, а про басиста я вообще молчу, что это за бас у него, почему мы не слышим высоких частот, почему мы не слышим слепа, почему он играет только в низу, почему он не отправляется в путь ближе к звукоснимателям. Я хочу чтобы многие из нас и вас и меня вместе ответили на этот вопрос как-то вразумительно, неужели мы должны постоянно воротить? И резонный отсюда возникает вывод: А КАКОГО ЧЕРТА МЫ ДОЛНЫ ТАК УСИРАТЬСЯ? ЗАЧЕМ УСИРАТЬСЯ НАД МУЗЫКОЙ,ЕСЛИ МУЗЫКА ЭТОГО НЕ ТРЕБУЕТ, если достаточно сыграть один шлепок гитары за весь огромный вот этот квадрат. Слушаем след. композицию, которая произвела на меня максимальное впечатление, если можно так сказать , по отношению вообще к стилю фанк и ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ на то, что партии в этой песне не меняет практически никто, за исключением естессно метра))) метра ДБ, а бас гитарист, о котором будет отдельно речь и сейчас мы поговорим о нем в том числе, не меняет своей партии, которые он играл с самого начала.

Звучит James Brown – Sex Machine

Что бы я хотел отметить, в первую очередь вы слышите конкретный луп барабанов, здесь четко прослеживается понятие ритм – секции, это совокупность барабана и баса и нигде как здесь, именно в этом Фанке, понятие ритм секции так явно не выражено. Ну многие знают из вас определение ритм секции как, «надо играть тупо в бочку», если ты басист и пришел на репу, то ты должен следить за барабанщиком и стараться попадать в бочку, т.е. не смотря на то, что барабанщик сам не знает, что он бочкой этой хочет сказать, я имею в виду, что эта бочка меняется из такта в такт и уследить за ней практически не возможно, а та бочка, за которой можно уследить, представляет собой унылое пум-пум, и для нас это было неким понятием о ритм секции. И никто даже не задумался о том, что бас может играть вместо бочки, дополнять ее. Как я понял, что в то время, когда начал появляться это стиль фанк, барабанщик и басист они вышли вперед. Так как именно эта партия вызвала у меня необыкновенный восторг тем, что обыкновенные лупы, но они очень подогнаны друг под друга таким образом, что партия становится качающей. Какой же секрет здесь математический заложен? Есть ли какая-то общая формула на это дело? Надо разобрать этот кусочек и мы сделаем какие-то выводы, которые в конце этой передачи мы сможем реализовать самостоятельно.

Я тут посмотрел партию бас гитары и она вызвала у меня определенные трудности , давайте посмотрим, не обращаете внимание, что немного криво сыграно. Слушаем бас.

Совершенно непривычная партия бас гитары, непривычная тем, что она никак не умещается в моем миропонимании баса, как инструмента, я вообще считаю, что поразбирав композиции ДБ на этот счет, на счет бас гитары можно приблизиться к пониманию того, как должен звучать бас и какое место он должен занимать в музыке. Звучание бас гитары здесь, никаких высоких частот нету, она просто гукает и все, здесь нету рева, здесь нету слепа, но при этом она звучит очень и очень ритмически. Как же так скажут многие, я купил себе бас гитару, там Варвик, 18 струнную и не могу понять почему ритма не прибавилось в нашей музыке. Видимо причина все-таки не в количестве струн, а все-таки в том, кто такой басист. Бас гитарист ДБ, а это известная личность, это некий Бути Коллинз. Рост у него где-то под 2 метра, его очень хорошо видно на всех выступлениях ДБ и то, что он играет, то его чувство бас гитары, которое выходит из под него, честно говоря меня просто-таки удивляет и мне как домашнему клопу, это тоже чрезвычайно интересно. Его партии я стараюсь потихонечку разбирать, если попытаться напеть эту басовую линию, которая тут звучит, здесь можно обнаружить то, что движение происходит, как из-за такта часто, так и затакт и наличие здесь псевдошаффла, какого-то присвинговывания здесь присутствует. Так называемое синкопирование. Басовая партия очень синкопирована.

!Синокпирование — это смешение акцента с первой доли на слабую. Думаю понимаете.
И помимо всего прочего, помимо того, что эта басовая линия играется лупом исключительно, прямых попаданий в такт здесь не так уж и много, ну за исключением попадания прямо в такт, в ONE 😉 Бутси Коллинс в середине этой партии старается не попадать в партии барабанщика т.е. он какбы басит в промежутках, при том, что это все шаффлом делается и много синокоп здесь басовых. Таким образом получается такой эффект, что басовая партия сама по себе уже настолько ритмична, что и без барабанов эта песня будет слушаться неплохо, скажет так.

Возникает вопрос, когда такая партия, синкопированная, наш общий микс имеет щанс развалиться и необходимо что-то такое, что может собрать наш микс воедино ритмически и вот в этом отношении выступают два инструмента: это во первых партия гитары, партия играет в первые доли и как вы можете сейчас убедиться, что партия бас гитары достаточно сложная и синкопированная, она собирается воедино прямой гитарой, кто бы подумал. Я бы сказал, что это должно собираться барабанами, но здесь тоже видно, что ими очень много насинкопировано всего и барабаны звучат вместе с басом, подчеркивая его синкопированность, а в роли объединителя этих гитарных партий сложных, выступает как раз гитара, которая играет в первые доли. ЧЕРТВОСКИ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ! Потому что, без этого склеивателя мы потеряем собственно ритм. Допустим непехав в гитару синкоп — мы развалим микс. Причем, все что мы слышим, в инструментальном плане, повторяется из лупа в луп, что создает основу для вокала, который в свою очередь, еще сильнее усиливает эту партию. Давайте обратим внимание еще на вокальную партию потому что это часть ритмики в данном случаи.

Черезвучайно интересный для меня вывод , в данном случаи мы наблюдаем некую ритмическую перекличку т.е. не только инструменты занимаются, тем, что играют лупы, но и вокальная партия занимается тем, что «играет» эти лупы, возвращаясь также в первый такт, еще и перемешиваясь с фразой «гер оу нап», поющейся на фоне и я обратил внимание, что даже без барабанов, это композиция звучит также круто, как и с барабанами.

И вообще, ребятки, знаете есть тут момент про который я почему-то забыл сказать. Если мы обратим внимание на гармонию этой песни, ну или вообще на гармонии песен, которые являются танцевальными, мы увидим одну общую закономерность, а закономерность эта заключается в том, что гармония этих песен, как правило, вертится вокруг одной ноты. В данном случаи мы играем все в районе ми.

Я допустим пытаясь сделать какие-то танцевальные композиции, частенько забывал про этот момент и начинал менял гармошку. Первый луп в МИ, следующий в до и т.д. и поэтому не сильно получались танцевальные песни, видимо эта вещь каким-то образом отвлекает от танца. Прокачать композицию легче( с танцевальной точки зрения конечно же), если она играется вокруг одной ноты, вокруг какой-то одной гармонии. Вообще я считаю, что этим стоит брезговать, в индийской музыке вообще все вертится вокруг одной ноты, из бас гитара – тамбура, без ладов, невозможно играть там какие-то другие ноты, это одна нота которая гудит, а все остальные под это играют.

Наматывайте это на ус! Танцевальный трек в одной гармонии, вокруг одной ноты.
Вернемся к нашей песне, хочется ее досконально разобрать. Вынесем из басовой партии, все-таки какие-то выводы, чтобы в конце концов придумать что-то свое. Выведем эту формулу.

Басовая партия должна быть лупом, возвращение в One, пришавлование партии. Манера игры на бас гитаре в данном случаи — это короткие ноты, почти мертвые, почти пиццикато, то, что я выделял для себя в качестве критерия любви к определенным басистам, например Жако Посториус характеризовался для меня тем, что играл короткими нотками, т.е. переход от ноты к ноте имеет небольшую «дырочку». Послушаем небольшой кусочек от Жако Посториуса, легендарный бас гитарист, который многими признан лучшим басистом, и к сожалению очень рано ушедший из жизни.

[/spoiler]

Дата публикации: 16.12.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 27
  1. Послушал и подумал, что сам размышлял о том: что чтоб сделать четкую тему много варатить нот не обязательно.А на фанке кстати учиться хорошо_такой стиль который подойдет для разбора тем и попсавикам и рокерам. Кстати Корн режут свою шумовую музыку тоже на фанковых приемах типа слэповый бас и т д.Кстати вот и идея на будущее_как вариант для разбора(ну это скорей шутка конечно)).Радио отличное.

    • Возможности преподавания химии, физики, информатики серьезно ограничены изза этого всего в большинстве школ. Начальник лагеря, офицеры там, все это. матрасы matroluxe

  2. Андрюх, ну не то, чтобы корн… думаю что 90% ща работают по этой схеме. Я вот ща mtv по телеку засек там прям все так. Определенно все.. ну кроме наших там некоторых 🙂 Другое, что там «формат» и поэтому все выглядит как одинаковое. Вообще люблю посмотреть этот канал, там порой такие дяди звук делают .. вон для той же Бритни с треком Тил зе ворлд эндс. Я даж на википедии почитал про этих товарищей. Причем сама Бритни тут ваще ни причем… просто спела )))

    Корн для разбора — хорошая идея, только надо чтобы доброволец был бы )) Я не сильно в Корнах 🙂 Вот Макс у нас есть, он например сейчас готовит по драмэндбасу )) Будет занимательно,я думаю.

  3. Сергей, все очень клево)
    У меня такой вопрос: довольно таки недавно услышал песню «Manowar — Warriors Of The World United». Она вроде простая (особенно партия ударных), но тем не менее качает. Зацепила сразу же после первого прослушивания!
    Не могу понять в чем ее секрет) То ли в некой приятной для меня гармонии… хз) Может ты сможешь понять и объяснить в чем ее изюминка?

  4. Хах, это некогда любимая группа моего некогда лучшего друга 🙂 Сколько споров было, ой! 🙂 Обязательно включу ее в список разбираемых в передачах посвященных динозаврам метала!

  5. А че про него сказать — то же, что и все 🙂 офигенскей басистъ, один из лучших в мире. Есть пара альбомов его, Bass Extremes со Стивом Бэйли. Хотя я не то, чтобы ценитель музыки ради техники, но иногда бывает очень полезно послушать.

  6. Я тоже для ся франк открыл пару лет назад (какой я молодец), а то все роск да роск.

  7. Сегодня уже третий раз переслушал этот выпуск. Очень интересная и познавательная передача получилась на самом деле. Удивительно только, что передача о фанке и не слова о кваканье гитары) Надеюсь про драм энд бэйс будет не менее занятный выпуск. Если будет)

  8. Да кстати, про крайбэби ничего не сказано. В следующий раз этого конснемси… Про драмэндбэйс, что-то куда-то Максус пропал. Ничего, что-нибудь придумаеццо. )))

  9. Жень… треки выложены здесь очень давно, просто по-отдельности (ты видимо не заметил), в спойлере «Треки прозвучавшие в передаче» — ткни туда, откроется список… потыкай правой кнопкой и «посохраняй как».

  10. Абсолютно согласен с тем, что не всегда следует усложнять до невозможности. Сейчас много всяких групп существует, которые буквально все партии в песни, ну просто до ужаса перегружают всевозможными приемами. Например, вслед за соло гитарой 6-струнный бас срывается в точно такой же запил. И ваще все на свете собой перекрывает в этот момент. Иногда это неплохо, а иногда надо знать меру.)))
    Или барабаны, срывающиеся в брэйк каждые пол такта, как ты ,Сергей, говорил.)))

    • Ну кстати по поводу барабанов срывающихся постоянно в брейки — Кейт Мун (The Who) именно тем и хорош был! И КАК хорош! И вот не смотря на то, что брейки эти были весьма простыми (и часто находились в середине такта, а заканчивались в начале следующего) — это была его уникальная манера игры. Митч Митчел (Jimmy Henrix) тоже любил брейки и эта тема вообще стоит отдельного изучения.

      Но для танцевальной музыки такая метода врядли прокатит, хоть и очень круто слушается.

  11. Странно что не упомянули о джазовой стороне Джеймса. Альбом The Jazz, так он вроде называется…есть замечательнейшие композиции. Так же жаль что все треки — из так сказать Голд коллекции, мне, как увлекающемуся Джеймсом, было немного скучновато, у него же есть менее популярные композиции, ну типа I got money. А вообще интересно было послушать=)

    • Факт! Предлагаю расширить ветку, давай попробуем замутить что-то вместе по этому делу, главное вынести из этого какой-то вывод с практической стороны.

Добавить комментарий для Михаил Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *