Упражнения по вокалу (часть 8)

В этом видеоуроке Арк Саныч формирует упражнения по вокалу «на каждый день», т.е. то, чем мы должны с вами заниматься ежедневно. До этого мы занимались общеподготовительной работой, больше теоретической, нежели практической. И вот, наконец, у нас сформировался первый цикл ежедневных занятий по вокалу, которыми мы должны заниматься, как вы уже должны были догадаться, ежедневно. И как бы это трудновыполнимо для нас ни было. Например, я занимаюсь «этим» — в машине, так что если вы видите человека за рулем на встречке с открытым ртом — это вероятно я.

Если кому-то кажется, что тут много повторений из прошлого — не смущайтесь, я, например, по сто раз это смотрю, и только — на 101-ый до меня начинает «доходить». Просто, есть такие люди, которые быстро схватывают (налету), есть вполне нормальные и обычные люди, а есть — такие, как я. Так что, у меня обычно все видевы рассчитаны для любых слоев населения, включая меня самого (яркого представителя тугодумов России). Другое дело, если кого-то раздражает моя быдло-кэпка (она меня самого бесит, но так уж получилось, что я перед записью был весьма нестрижен и не успел помыть голову, отчего, итак дибильноватый мой вид, мог бы вразы усилиться и трансформировал бы этот видеоурок — уже в другую сферу восприятия материала (а в какую именно — мне не известно).

Короче )))))) Смотрим, наслаждаемся шикарным уроком, все аудиофайлы я выложу тут.

Скачать упражнения по вокалу (архив):
Вокальные упражнения mp3 бесплатно RAR (13 Мб)

 
Упражнение «Chicago»

 

 
Вокальное упражнение «My Home Town»

 

 
Вокальное упражнение «Blues In The Night»

 

 
Вокальное упражнение «Nei»

 

 
Вокальное упражнение «Bobby McFerrin 1»

 

 
Вокальное упражнение «Bobby McFerrin 2»

 

 
Вокальное упражнение «Bobby McFerrin 3»

 

Текст урока

Вокальные упражнения на каждый день

Если мы сейчас попробуем объединить то немногое, что мы прошли. Опора дыхания — основа основ всей вокальной техники. После этого мы пытались найти так называемое сцепление. Что я назвал сцеплением? Это управление животом подачей звука. К этому нужно прийти. Т.е. ученик физиологически должен найти эту точку опоры. Когда я издаю звуки, я все время их посылаю как-бы из живота. И вот, я чувствую животом, и вот — полёт. Диафрагма является фундаментом, на котором стоит звук. Вся первоначальная проблема заключается в том, чтобы словить ощущение точки опоры, на которой стоит звук. Как ты стоишь ногами на полу.

Я советую применить такой прием, чтобы почувствовать опору: организм, тело твое вытягивается, т.е. напоминает натянутую струну. А как это ощутить? Просто большими пальцами ног чуть-чуть упираться впол. А еще есть интересный образ (техника Левшинова): ты встал и как-будто ноги дали корни в пол. Это не значит, что потом ты на сцену выйдешь петь и вот ты врос. Нет. Я все время подчеркиваю, что это идет на занятии, для тренинга. Приемов море, я только несколько показал с тем, чтобы человек мог сам искать. Мы говорим о том, что вокалист, т.е. ученик, он изобретает свою вокальную школу, не я обучаю, а сам обучается. В вокале невозможно научить, здесь можно только научиться. Поэтому здесь человек придумывает свои приемы.

Дальше мы попробовали исторгать звук, чтобы почувствовать сцепление и теперь мы возьмем то, что я называю «раскричать голос», — хорошее упражнение из видеошколы Тима Боджерта. Есть такая видео школа под названием «Рок-вокал». Я беру, скажем, одно упражнение из этой школы, вырезаю его. И вот, пришел ученик на занятие (или ты самостоятельно решил заниматься) — берешь и ставишь это упражнение. Задачка простая. Можно исторгать звуки, пусть они будут неправильными, и ты не будешь первоначально попадать чисто в эти звуки. Сейчас задача — не столько чистоты и интонации, сколько просто открыть голос. Мы просто сейчас систематизируем. Это та система упражнений, которая нужна на каждый день. Потому что мы говорили о том, что если пришел в вокал — подписал приговор себе на всю жизнь. Ни дня без вокала. Но если тебе по 8 часов дать занятия вокалом, во-первых, это неразумно физиологически и вообще это не нужно. А коротенькие, 15-20-30 минут, системмки нужно выполнять каждый день. Мы пытаемся сейчас вот эту систему наработать.

Упражнения по вокалу — Квинтовые слайды

Что такое квинта? Это интервал между двумя звуками. Кому это инетересно, он может познакомиться с музыкальной теорией. Или просто можно слушать упражнение и на слух улавливать. Что такое слайды? Это скольжение звука.

Берем первое упражнение. Как его исполнять? Первоначально нужно все прослушать, затем повторять. Здесь важно не быстрое возвращение, не скачки. Нужно скользить. Я представляю себе колечко, колесико.

Сколько надо петь? Сколько поется, а дальше, если не пошло — и не надо. Главное заключается в слуховом восприятии, а у человека организм так заточен, что при слуховом восприятии связки все равно работают, когад он слушает. Это как моя теория про соленый огурец. Т.е. ты — огурец, а то, что ты слушаешь — рассол. И ты волей-неволей пропитываешься этим рассолом и выходишь таким соленым огурцом. Попробуй сейчас. Вместе с упражнением или между ними или без него, как удобно. Главное- ощущение точки опоры, все время чувствовать в животе опору. Пока, если не получается все равно стараешься, посылаешь желание.

Внизу усилий меньше, вверху — больше. Но я называю это соответствие усилий и подачи звука. Поэтому мы пока не детализируем слишком много, вот как получается делаешь. Потом уже возникают определенные проблемки, начинаем анализировать. Пока идешь просто.

Цель упражнения «слайды»

Мы говорим о том, чтобы раскричать голос — раз, почувствовать резонаторы — два. Это — простое упражнение, не требующее красоты звука. Вот когда мы будем говорить об опоре звука, добиваться вокальных звуков, там — другое дело. Для слайдов нас этих красивых звуков не нужно, нам надо раскричать голосовые связки. Что такое раскричать? Это заставить работать мышцы, потому что голосовые связки — это мышцы. Причем мышцы там принципиально тобой не осознаваемые. Поэтому надо заставить этот аппарат работать.

Сейчас сработал так называемый порог голоса. Вокалисты еще его называют щелчком. Я всех призываю к тому, что это не есть плохо, это не ошибка. Бояться этих щелчков, киксов не нужно, пусть они идут. Преодоление порогов в голосе — это отдельная тема, коснемся ее позже. Сейчас ничего не надо исправлять. Еще раз подчеркиваю: не надо бояться лажи! Выполняешь столько, сколько комфортно. Если почувствовал зажим, стало неприятно — прекращай с этим упражнением. Т.е. выполняй такое количество раз, чтобы не было напрягов.

Упражнения на подражание

После этого включаем упражнение, состоящее из нарезок Chicago. Здесь тоже нет никаких указаний. Если квинтовые слайды у Тима Боджерта ставят определенную задачу. Я же не ставлю этой задачи, а просто говорю :»Пой». Теперь, когда берем чикаговские нарезки — здесь типичное обезьянство. То есть пытаешься изобразить похожее. И не более того. Грубо говоря — пародировать. Хорошая пародия — это уже хороший вокал.

Упражнение Chicago

Вначале слушаешь, затем подражаешь. Здесь необходимо напомнить: раз слушаешь, раз — поёшь. Дальше. Обрати внимание: на ши-кА (ударный слог)-го (инерционный слог). То есть эффект барабанной палочки: удар и отскок. Поэтому, чтобы шикаГО не выделялось, а шло свободно. При повторе (2-й раз) шикАго идет раскачка звука на «А». Некоторые не понимают, как, поэтому можно помочь себе ладонью. Думай про живот. Ты парень высокий, ты можешь и сгибаться во время вокала.

Здесь надо понять, что это все-таки англоязычный певец, у них «А» не такое, как у нас. Делов в том, что артикуляция идет по горизонтали. То есть мы все время говорим как-бы на улыбке. Когда у тебя вибрирует, ты там позиционно находишь это. А первое «А» у тебя кондовое российское.

Упражнение Chicago my home town

Следующая нарезка из Chicago (Chicago my home town). Здесь нужно не бояться и подурковать. В представлении русскоязычного — это некрасиво. Поэтому когда говоришь — покривляйся, и оно получится. Это некрасиво на наш взгляд.

Ты сейчас пел подряд. Это не есть хорошо, потому что пропускается момент слушания. А я все время говорю, что слушание по значимости идет на уровне. Потому что когда ты начинаешь просто петь, ты пропускаешь много моментов. А вот когда ты один раз спел, у тебя возникли ощущения, ты слушаешь и вдруг начинаешь понимать, что у тебя по ощущениям немножко не то. Это очень важно, и нужно себя к этому приучить. Оттого, что ты долбишь это подряд ничего не ускоряется и не приходит. Если у тебя первоначально пойдет постоянно шаут или наоборот. А тут надо раскукать этот шаут, это отдельная тема, конечно. Шаут и скримминг. Немного разные вещи, но в данном случае у одних лучше скримминг получается, у других — шаут. Поэтому когда возникает, особенно на первых порах, эффекты в голосе, применяешь только то, что у тебя получается. Но, когда слушаешь, начинаешь осознавать, что не совсем так, как тут. Но на первых этапах и не нужно этого. Главное — не результат, а процесс, т.е. то, что ты реально делаешь сиюминутно.

Упражнение Blues in thу night

Здесь «У» немного не такое, как у нас. Тоже надо покривляться, что понять. И night — раскрытие гортани в плоскости. Кривляйся.

Сейчас ы просто поем как поется. Там будут переусилия или недо-. Это все будет. Но, чтобы понять соответствие усилия и подачи звука, нужно пройти через несоответствия. Что такое хорошо ты не поймешь пока тебе не сделают плохо. Так и тут. Ты должен накопить отрицательный опыт, чтобы понять, что такое положительный. Вот это соответствие усилий и подачи звука. Это не я придумал.

Упражнение на фальцет

Дальше перескакиваем на фальцет. Здесь певец скрипочку изображает. Здесь очень ясно, что управление идет из живота. То есть диафрагмой, качание на подушке, как сказал бы В.И. Коробко, известнейший педагог. Это фальцет. Это довольно сложный звук. Тим Боджерт его советует открывать на «Е», а вообще по закону положено «И» произносить, чтобы два пальца между зубами было.

Здесь не надо стремиться к тому, чтобы получалось. Главное — не надо челюсть вперед на «И». Ты ищешь свои приемы, изобретаешь свою вокальную школу. Вопрос смыкания связок у каждого разный.

Вот тут явно слышно примесь «Е». Нет чистого «И». Кстати, распространенная ошибка некоторых вокалистов и педагогов — что «И» нужно открывать на «Ы». Это совсем другая школа. «И» нужно открывать на «Е». Физиологически 2 пальца между зубами должно быть на «И».

Упражнение на «У»

Еще сложный звук — «У», которое тоже задирает гортань и там нет пространства для звука. Поэтому «У» открывают на «О». И то же самое правило: на «У» два пальца между зубами. Не надо петь подряд, раз слушай, раз -пой. Главное — попытки, не нужно стремиться, чтобы все получалось. Главное попытки, работа. Терпение!

Упражнение на субтон «А»

Ну, просто открыть рот на «А». Это называется субтон. То есть связки не до конца смыкаются, а как бы дырочка образуется и туда воздух. Звук и воздух.

Напоминаю, что вокалист должен иметь водичку с собой, простую питьевую (не газированная, чай, кофе и т.д.). Во время занятий периодически надо глоток делать, слизистая сохнет. А сейчас, как позанимался,е сли дальше вокальной работы не предстоит, то можно расслабиться. А если предстоит вокальная работа, нужен перерыв минут 20 после упражнений. И все время с опущенным воображением в гортань. Она должна быть расслаблена. Если занятие проходило нормально, у тебя должно быть кайфовое состояние, комфортное.

Вот такие упражнения на каждый день. Это занимает где-то 15-30 минут.

Дата публикации: 07.11.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 18
  1. Сергей, большое спасибо за видеоуроки по вокалу. Арк Санычу мои искренние восхищения. Я самый что ни на есть начинающий любитель вокала, и, о чудо, после этих уроков у меня что-то начинает получаться.

  2. Сергей, большое спасибо за сайт! За банки драмов и особенно за вокальную школу. Что-то не нашёл аудиофайлов к школе, или не там ищу))?

  3. Имеются ввиду кусочки записей с вокальными фразами, за которыми надо повторять. И как они организованы, это просто loop-ы зацикленные на компьютере? По сколько раз надо это повторять?

  4. Привет. Файлы были посеяны с флэшкой, на которой я их вез. Все планирую заехать к Санычу, но никак что-то… у него сейчас сезонъ, корпоративы и т.п. Как только доберусь — сразу возьму. Простите за времнную задержку 🙂

    А повторять это надо пока хочется, только не загружать. Да, то лупы. Пока можно например отсюда писауть эти упражнения (правда я тут косячу на фон). Саныч говорит минут по 5-10 в день нормально. Только вот не всегда получается — это другой вопрос. Надо чтобы получалось.

  5. Спасибо! Попробую сам таких навыдирать из записей и раз по 20 зацикленно записать в мп3 для машины)). В машине действительно наиболее удобно этим заниматься, хотя может быть сидячее положение не способствует правильному пению).

  6. Привет! Спасибо за видеоуроки, очень интересные! А будут упражнения для девушек, или пока петь мужские?

  7. Сергей, спасибо тебе за труды! Информация очень необходимая для начинающих самостоятельно учиться петь! Не останавливайся, многим это еще пригодится.

  8. Сергей, присоединяюсь ко всем предыдущим высказываниям: огромное спасибо за уроки, материалы, за труды!!! Тебе и Аркадию Александровичу низкий поклон за всю информацию! Я думаю, что она многим пригодится! Я бы сказала: шикарные уроки для начинающих, все очень подробно и конкретно.

  9. Сергей:) просто громадное вам спасибище!!!…Вы очень много для нас сделали, и делаете…эта информация НЕЧТО!!…Спасибо ещё раз….Всего вам самого-самого!!!:)

  10. Сергей, большое спасибо за уроки!) Лучше этих уроков ничего в интернете не нашёл.
    Но вот только не могу скачать упражнения с сайта.

  11. Сергей, спасибо большое!! У нас на Сахалине, совсем сложно с педагогами по вокалу, так что вам и Аркадию Александровичу огромное спасибо! Пожалуйста, сделайте упражнения для девушек, уж очень хочется…. Заранее благодарна!!!
    И второе, а что у вас за гитара в видеоролике по ДЗ. Я решила еще и на гитаре научиться играть… стою перед выбором.

Добавить комментарий для Александр Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *