Вокальная мастерская с А.А. Арзамасцевым (часть 2)
В
торая, уже более практическая, часть нашей рубрики в которой Арк Саныч объясняет про правильный вдох (животом), каким образом это делается и как правильно должен осуществляться выдох. Теперь все уже на практике. В этом видео будут формироваться первые «домашние» занятия на неделю. Потом, объясняется почему надо вдыхать носом, выдыхаем уже звук (а не воздух). В общем, я косячу тут, будь здоров (да и вид у меня достаточно придурковатый вышел). Здесь еще уникальна тема про соответствие подачи и усилия.
Также Арк Саныч рассказывает про звукоизвлечение, куда направлять звук из тушки, проверяет меня на пороги, и мы в итоге выясняем, что у меня в распоряжении имеется октава и та не полная, и еще у меня — провал гортани и дохлые фальцеты 🙂 Далее, тут рассказано немножко о резонаторах, опоре звука (а не дыхания), фокусе звука, куда девать губы если чо и про спекуляцию низами. В общем, тут на видео все очень четко объяснено. Главное не забывать давить животом вперед. Короче, бразэ, мотайте на ус и в течение недельки отрабатывайте. У кого будут какие затруднения — пишите в каменты, бум чото думать. Короче, вуаля…
ЗЫ.
Убил Майкл Джексон…
Упражнения для вокала (текст урока)
Основа всей школы — дыхание. Значит, первое, что нужно сделать — это научиться дышать. Это и есть опора дыхания. Далее рассмотрим упражнения на диафрагмальное дыхание.
Вдох и выдох
Упражнение 1 — вдох
Становись к стенке спиной. Запомни фразу: «Не кулаком в живот, а животом — в кулак». Кулак подносится к животу, во время вдоха нужно животом ударить в кулак. На вдохе — живот вперед. Не надо сильно напрягаться. Я предпочитаю «взрывное» дыхание, чтобы при вдохе диафрагма ударила по энергоемким органам — печени и почкам. Но переусилие здесь ни к чему, надо спокойно делать.
Вдыхаем носом. Почему нужно дышать носом? Потому что дышать ртом — это экстремальное дыхание, которое иногда подходит на лыжне, например. Здесь этого не нужно. Хотя, есть отдельные моменты, когда требуется и ртом воздух хапнуть. Но, когда вдыхаешь ртом, слизистая оболочка моментально сохнет, воздух с пылью, не фильтрованный. Все это идет через связки. А нос — это уникальный фильтр, он же согревает. Из носа воздух приходит уже нормальной температуры.
Вдохни и задержи (живот надут). Вот это техника вдоха. Вокал — это сплошной позитив, не надо напрягаться.
Упражнение 2 — выдох
На выдохе поставь перед ртом палец и дуй, струйка будет рыхлая. Что происходит с животом? Живот оставляешь на месте (надутым, выставленным вперед) и выдыхаешь медленно воздух.
Когда делаешь первоначально упражнения не надо доводить до того, что глаза идут кругом. Может и потемнеть в глазах, если переусердствовать. Поэтому, длительность упражнения на дыхание — 1-1,5 минуты, не больше.
Цикл вдох-выдох закончился, диафрагма у тебя держится, ты животом ее держишь. И образно представляешь себе, что здесь (внутри тебя) столб воздуха. Как представить? Только за счет воображения. У вокалист должно быть очень развитое воображение. Поэтому развивайте воображение.
Упражнение 3 — звук Н
Теперь на выдохе издаем звук «н» (живот держим вперед). Губы разомкнуты, язык чуть касается зубов. Не делайте переусилие (излишнее напряжение). Звук должен исходить спокойно. Делаем по чуть-чуть и незаметно вы увидите, что выдох может длиться до 45 секунд. Первоначально выдыхаем где-то 8 секунд. Потом не замечаешь, как увеличивается до 15 сек. и т.д.
Упражнение 4 — мычание
Зубы разомкнуты, губы чуть-чуть касаются друг друга. Показатель правильности — это щекотка на губах. Напоминает мычание коровы. Живот всегда на выдохе вперед, всё делаем животом. Это упражнение надо делать лежа на полу, на ковре. На живот кладем груз — несколько толстых книжек или утюг, например. Во время вдоха у тебя поднимается груз, во время выдоха груз остается на месте. Цикл вдох-выдох закончился — опускаем грудь и живот. Потом опять: вдох (живот надуть, груз поднялся), выдох (живот остается надутым, груз на месте). Это так называемое диафрагмальное дыхание.
Задача на выдохе — держать живот. Все остальное на автомате происходит.
Упражнения на дыхание достаточно просты. Дыхание ставится быстро. Все усложнения, которые я встречал, для профессионалов, вплоть до спортивных достижений, думаю, вокалисту на данном этапе не нужны.
Когда тебе сложно, ты начинаешь переусердствовать с упражнениями. В вокале усилие должно соответствовать подаче звука. Ты можешь сильнее подавать звук, но усилий мало. Это не есть хорошо. Или наоборот, усилие на живот большое, а звук слабый.
Упражнение 5 — звук М
Тянем звук «мммммм». Зубы разомкнуты, губы чуть касаются друг друга, щекотка на губах.
Воображение включаешь, тело звука идет буквой Г. Если в академическом вокале, при провале гортани звук пойдет в голову, по прямой, то у нас звук идет вперед.
На два передних зуба. Почувствую в груди звук. Долго не надо. В воображении рисуем в груди котел, он гудит и сверкает. Есть такое выражение, что вокал — это гудение внутри, резонатор.
Главное, не стараться слышимость звука создавать. Если кажется, что звук слабый, не надо его искусственно (специально) усиливать. Нужно чувствовать щекотку на губах. Звук достигает резонанса и становится объемным.
Если есть пианино — задаем ноту и на этой тональности тянем «мммм». Дальше — следующую ноту и так далее. Такие вещи нужно оттренировать первоначально в небольшом диапазоне. В данном случае на звуке «м» нарабатывается купол нёба.
Если кончиком языка коснешься верхушки нёба, язык уберешь, у тебя память прикосновения осталась. Так вот, звук направляется в верхнюю точку нёба, которая называется опорой звука, или фокус. Что вызывает? Вызывает резонанс, на музыкальном языке — маска. В воображении у тебя могут быть различные ассоциации, я например, физиологически ощущаю давление на верхушке нёба. Звук упирается в нёбо, дальше выходит через губы (их не надо смыкать, они чуть-чуть касаются).
Упражнение 6 — звук О
Для того, чтобы произвести звук О надо просто выкрикнуть и почувствовать его на верхушке нёба.
Наше направление вокала — это вокал в разговорной позиции (как говоришь, так и поешь). Опираемся на фокус звука. Ощущение может прийти не сразу. Задействуется резонанс в груди и на нёбе. Если появляется головная боль — отдышаться надо. Постепенно привыкается.
Обрати внимание на артикуляцию звуков О и У. У произносят как О, или же в У сидит О. Как я детям объясняю: вот колечко — это О, на него шарик натягивают и сужают (на звуке получается, что начинаешь петь О, оно постепенно превращается в У). Не нужно нижней губой закрывать нижние зубы, т.к. это тоже резонатор. И не нужно собаку изображать. Нужно делать упражнение перед зеркалом, чтобы были видны краешки нижних зубов. Особенно на первых порах нужно артикуляцию помнить. Рожи не корчим, делаем естественную артикуляцию.
Голосовой порог и диапазон. Пробуем разные диапазоны, фальцет, низы, чтобы понять свой голосовой порог (возможности голоса). На верхах получается свисток, полезно иногда «попискивать». В гортани высоки звуки располагаются дальше (глубже), а низкие — близко. Иногда используют спекуляцию низами (искусственно занижают голос), хотя нужно петь своими естественными низами. Не надо усложнять, надо стремиться к простоте.
Нужно кучу позиций (гортани) в уме держать, это всегда сложно. Если с педагогом занимаешься, идет много замечаний, это нормально. Постепенно проблемы уходят. Если сейчас что-то не получается, ничего страшного, оно получится в любом случае. А постепенно резонаторы развиваются. Главное, никогда не стремись быть похожим на кото-то. У тебя свой голос, в нем много прелестей.
Первоначально не гонитесь за попаданием в так называемые ноты. Главное, стремитесь к тому, чтобы звук ровный был: одна ниточка. Одна вокальная школа не годится, с точки зрения педагога. Я их массу прочитал. Я беру по моим понятиям хорошие техники: у Тима Боджекта взял слайды и другие интересные моменты. И с каждым учеником начинаешь проверять, смотреть, что ему подходит. Поэтому ни из чего не нужно делать догму, даже из того, что я говорю. Ты все равно пропускаешь через свой критический ум. Самое плохое, это когда мои указания воспринимаются как нечто истинное и только так. Нет, каждый сам варьирует и смотрит, что ему лучше. Каждый сам изобретает свою школу вокала.
Дата публикации: 06.07.2011Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами. Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!
Спасибо за отличный материал!
А, что за песенка вначале играет? Уж больно понравиласью
Спасибо, от всей души…
Очень рада ,что нашла вас!Искала учителя по вокалу.И вот оно! Благодарю ,Сергей!Начинаю заниматься.О результатах сообщу!
У меня проблема в вокале такая, звук «н» в словах получается носом пою, из-за этого гундосо получает. Есть ли упражнения, чтоб убрать это?:)
Спасибо большое 🙂 Будем учится. Но у меня два вопроса есть. 1. Когда именно нужно живот опускать? 2. Не помешают ли такие занятия в будущих занятиях с учителем вокала?
1. Опускать уже после выдоха / извлечения звука. Иначе говоря: при вдохе живот выходит вперед (мы же набираем воздух «животом»), а при извлечении звука (или натужный выдох на палец например) живот опять же как бы упирается вперед (давит). Попробуйте на плачущих детях, они когда орут — у них живот как камень. ПО ощущениям это как будто дуетесь (тут надо конечно сцепку поймать между выдохом/звуком и усилием живота вперед, поищите).
2. «Любое касание к аппарату несет только пользу» А. Арзамасцев .. даже если вы не верите в это особо. Но по себе хочу сказать, что все это работает. Пример тут http://musicworker.ru/lessons/vocal/zakonchena-rabota-nad-klipom-lifeform-nothing-left/
Очень хорошие упражнения! Самое главное,не болтовня,а по сути! Спасибо!