Создаем музыку на Reaper (часть 2)

Привет всем. Давайте продолжим наши музыкальные потуги. В прошлом уроке мы с вами записали наш опус и теперь нам надо выбрать наиболее удачные из него куски, ну и определиться с темпом нашей песни.
Ритмическая сетка в ReaperВ зоне timeline (шкала времени) вертикальные полоски обозначают ритмическую сетку песни, относительно которой мы будем выстраивать нашу композицию. В панели инструментов есть кнопка с магнитом (привязка) – если она включена, то все что вы будете двигать в зоне timeline, все объекты – все будет примагничиваться к этим вертикальным полоскам, т.е. привязываться к сетке. Колесо мышки используется подобно функции Zoom на фотокамере, т.е. приближаем и удаляем изображение. А если при этом вы зажмете Alt – то мы сможем еще и горизонтально перемещаться по timeline.

В этом видеоуроке:
1. Ритмическая сетка, привязка
2. Маркировка и работа с маркерами
3. Работа со звуковыми объектами: разрезание, перемещение, копирование, фейды
4. Склеивание объекта
5. Метроном и темп песни, подбор темпа: функция tap и определение темпа по выделению
6. Настройка сетки и метронома
7. Выравнивание кривого семпла под темп
8. Короче, продолжаем доводить до ума нашу тему

Текст урока

Так как мы еще не определились с темпом нашей песни, нам привязка к сетка пока не нужна и мы ее пока отключим. Сейчас мы будем выбирать наиболее удачные участки из того что мы записали.
Так что внимательно слушаем и выбираем наиболее ровные и интересные моменты.

Маркеры а в ReaperПредположим вы нашли такой момент. Так как их может быть множество, необходимо пометить ЭТОТ, чтобы иметь возможность быстро ориентировать по проекту. Для этого и существуют маркеры. Теперь, давайте приблизим этот участок (колесиком мышки), чтобы более четко стать курсором в начало удачного места. И теперь — ставим маркер, нажав кнопку M. Также можете отметить конец удавшегося места – таким же образом отмечаете конец. Маркеры можно переименовывать (двойной клик), удалять (Alt + клик) и перемещать мышкой. Так как маркеры имеют свой порядковый номер (ID) — вы можете перемещаться по ним используя цифры на клавиатуре, либо просто перемещаться по ним используя клавиши [ ].

Допустим вы нашли наиболее удачные куски и пометили у них начало и конец маркерами.

Теперь, давайте эти куски вырежем, чтобы они стали отдельными объектами, и мы могли бы их персонально обрабатывать. Чтобы сделать разрез, сперва надо мышкой выделить объект, стать курсором в нужное место, и нажать клавишу S. Разрез сделан и у нас теперь стало 2 объекта, которые мы можем спокойно двигать и обрабатывать — отдельно друг от друга.

Если у вас что-то не получилось — вы всегда можете отменить последнюю операцию нажав Ctrl Z. Очень часто эта функция спасает ВСЕ. Она также есть также есть в меню Edit — Undo. Там же можно и вернуть обратно отмену операции – Redo или Ctrl Shift Z. Рекомендую эти сочетания клавиш записывать пока на листок и мы будем постепенно этот список пополнять по мере нашего с вами обучения.

Теперь давайте разрежем еще и в конце нашего куска. Вот здесь. Вот теперь у нас получился отдельный семпл. Теперь мы можем отдельно у него поменять, к примеру, громкость, потянув мышкой верхнюю часть вниз. Также, мы можем сделать так называемый Fade In (плавный вход) и Fade Out (выход) этого объекта, если двигать верхний край вправо.. правый край – влево. Вот когда курсор мышки показывает нам, что мы сейчас в режиме создания Fade’ов — нажимаем правой кнопкой и видим варианты этих самых фэйдов. Либо резкое начало, либо мягкое, либо просто – линейный фэйд. Т.е. можете выбирать в зависимости от задачи. Естественно, вы всегда можете попасть в персональные свойства объекта — нажав F2.

Что еще надо сказать, что при разрезке семпла – риппер автоматически создает плавный fade на концах. Это сделано для того, чтобы, когда вы соединяется два соседних объекта – вот так – между ними не было цифрового щелчка при переходе. Покажу на примере – вот фаза, это сильно приближенный участок звука, и если мы нарушим ее ход, то будет характерный «пук». Вот, чтобы этого избежать — рипер делает плавные переходы по умолчанию. Вы, конечно, всегда сможете это отключить в настройках Ctrl P – Defaults – Create Automatic Fade in …

Давайте пока все вернем в первоначальное положение, нажмем несколько раз Ctrl Z. Теперь перетащим наш объект вниз… И вот как вы видите, автоматически создастся новая дорожка. Хорошо.

Есть еще один способ вырезки. Давайте второй кусок мы вырежем несколько по-иному. Чтобы выделить область между маркерами – два раза щелкаем между ними на шкале времени. Теперь нажимаем Shift S (в отличии от просто S) и, как вы видите, легко отрезаем выделение с обоих краев сразу. Т.е. можно делать тоже самое, только в одну операцию. Давайте тоже его переместим вниз. Можно естественно выделять вручную, вот так- «Вжик». Нажимаем Shift S – и кусок готов. Т.е. это удобно.

Так. Остальное давайте удалим. Теперь я покажу немножко — что у наших кусков есть. Кусок (давайте лучше правильно называть – объект), так вот объект в нашем случае — это вещь достаточно образная. Смотрите, если потянуть мышкой его край, вы видите — сам файл никуда не делся! И с другого краю — тоже самое. Ctrl Z. Более того, если зажать Alt – мы можем двигать содержимое внутри нашего объекта. Наши возможности, в данном случае безграничны. Ctrl Z.

А вот, чтобы сделать наш кусок уникальным, его надо «склеить», склеить в том виде, в котором он есть сейчас. Склеиваем мы функцией Glue Item. Когда мы склеили, у нас теперь нет за краями продолжения файла и наш кусок начинает повторяться при растягивании. Вот так. Это очень удобная вещь, в частности для организации ритмических лупов. Про них чуть позже. Давайте пока отменим склейку файла, так как мы еще не определились с темпом нашей песни.

Давайте определяться. Надеюсь, все знакомы с метрономом. Метроном – прибор, отсчитывающий темп. Давайте его включим сейчас для нашей песни, включается он вот здесь. Нажимаем пробел и … слышим, что все происходит мимо кассы. Т.е. темпы наши не совпадают, ну это и нормально. То, что я записал — уже имеет какой-то темп, и нам просто надо его сейчас как-то уловить, нащупать, хотя бы приблизительно.

Темп песни устанавливается здесь. Устанавливается он в bpm (beats per minute) — количество ударов в минуту. Темп песни — это очень важный момент, так как существуют такие темпа (или темпы), при которых кажется, что песня постоянно или замедляется, или ускоряется. Что ей чего-то не хватает. Это очень некомфортная штука. А поэтому чтобы проверить темп я обычно пробую под него или подвигаться (попританцовывать) или напеть какой-то ритм ртом. Тогда становится ясно, замедлять его или ускорять.

Но в нашем случае — темп я уже изначально какой-то протыкал и чтобы его уловить мы воспользуемся функцией TAP (отстучать, протапать). Давайте пока отключим метроном, чтобы он нам не мешал и протапаем мышкой темп на вот этой кнопке. Достаточно нескольких ударов. Вот. Включаем метроном и слышим, что я почти попал. Конечно, это зависит от вашего чувства ритма.

Есть еще способ определить темп — по выделению. Для этого нам надо выделить в нашем куске луп в 4 такта, т.е. нажать кнопку «loop» (повторение или «петля» по-английски) вот так, чтобы наше выделение постоянно повторялось. Выделение должно быть таким образом, чтобы луп звучал ритмически правильно. Т.е. полные 4 такта 1-2-3-4-1. Вот у нас есть это дело и теперь — правой кнопкой — Set Project Tempo from Time Selection (т.е. установить темп проекта из выделения). Здесь, у нас программа спрашивает – размер наш 4/4 (т.е. 4 раза по четыре), Tempo –показывает сам темп в bpm, а Bars – показывает, ну грубо говоря, кратность выделенного темпа… если мы укажем 2, то темп, как видите, вырастет вдвое. Короче — сколько долей находится у нас в выделении.

Давайте поставим вот так и мы получили почти почти тот же темп, что и протапали. В любом случае теперь мы можем полноценно пользоваться ритмической сеткой, т.е. привязкой.

Теперь наша задача – выровнять наш семпл относительно ритма, относительно ритмической сетки, подкорректировать какие-то кривые места, ну и подвигать отдельные участки, чтобы получить уже финальную, готовую тему. Для этого мы будем применять, уже известные нам, инструменты разрезки и перемещения объектов. Не буду много тут комментировать, давайте лучше посмотрим на практике.

Но для начала давайте сделаем более подробную сетку, для этого щелкнем правой кнопкой на кнопке «сетка» и здесь установим не ? а 1/8. Как вы видите, сетка стала более подробной. Также, по правой кнопке на метрономе мы попадаем в настройки метронома, где мы можем установить громкость кликов (первого и второго). Мы также можем заставить метроном играть быстрее в два раза, если поменяем тут размер на 1/8.

Еще одна важная вещь, как вы видите последний кусок в нашем лупе, которым он должен закрываться, обрывается чуть раньше последней полоски сетки, вот этого – девятого такта. После него у нас как бы подразумевается повторение нашего семпла сначала. Если тут будет дырка то начало нашего повторения начнется с конца этого куска, т.е. чуть раньше кухни, что сделает нам на следующем такте смещение. Поэтому сейчас надо включить привязку к сетке и дотащить край до края. Вот теперь конец у нас выставлен ровно.

Еще один момент. Здесь я хотел бы повторить этот кусок и для этого я его копирую путем перетаскивания мышкой с клавишей Ctrl.

Так, ну вроде черновую работу мы сделали. Теперь давайте проверим — как все это будет звучать на повторении, т.е. лупом. Кнопка луп у нас включена. Включаем магнит (привязку) и выделяем четко наш полный луп. Ну вот концовку чуть подправили и теперь наш луп звучит достаточно ровно. Давайте теперь его склеим. Выделяем все наши нарезанные объекты – правой кнопкой мыши растягиваем рамку над нашими объектами. Так. Выделили, теперь, как мы уже помним, правой кнопкой – glue items и вот наш луп готов к использованию.

Теперь, растягивая наш луп за край мы можем легко использовать его в рамках нашей песни, не боясь, что мы выпадем из ритма. Так, давайте сделаем тоже самое и с другими удачными кусками нашей песни, т.е. выровняем их, где-то что-то может повторим, какой-нибудь кусочек .. вобщем, приедем их в достойный вид. Я, с вашего позволения, сделаю это на перемотке, чтобы сэкономить наше драгоценное время. Думаю, все что я делаю на данном этому – будет вполне вам понятно.

Так, сейчас у меня возникла идея сделать такие модные ровные пулеметные повторения одного куска, что-то типа такого я слышал, кажется, в Chemical Brothers. Так. Вот мы отрезали один короткий звук, а теперь мы его скопируем с включенной привязкой — 3 раза и получим вот такую очередь. Да. Очень удобно менять в нашей очереди звуки, достаточно выделить нужные объекты и удерживая alt перемещать внутри них нашу записанную тему.

Еще хороших коротких звуков для пулеметной очереди я не нашел и просто решил на всякий случай оставить оригинальные кусочки с полными звуками, может быть они где-то нам пригодятся в дальнейшем.

Ну вот наш очередной видеоурок подошел к концу. В нем мы научились редактировать наши семплы относительно темпа и составлять из них лупы. Как я и обещал, мы уже постепенно переходим к конкретной практике. А следующее видео по программе Reaper о том, как определиться со стилистикой нашего трека и соответственно с подбором ритмов и ритмсекций.

Дата публикации: 05.05.2011
Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами.
Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!

Комментарии

Всего комментариев - 6
    • Правой кнопкой по метроному — Count in before recording

  1. Класс, спасибо! Добавлю от себя. Я сначала записал под внешний метроном гитарную партию на ритме 134. Затем когда я увидел и понял, что программа позволяет привязать партию к внутренней ритмической структуре, я захотел сменить базовую уставку в 120 на свои 134, но при смене этого значения методоикой показанной в видео, скорость воспроизведения уже менялась, что совершенно нежелательно для меня. Проблему решил project settings/timebase for items. Может кому пригодится 🙂 Удачи всем, и учимся дальше.

  2. Супер!!! Это то, что я искал!!! А точнее —
    я инструктор группового фитнеса, музыка у нас очень специфическая, квадраты должны быть ровные и в определённом темпе. В течении часа темп должен измениться с 128 до 132… Во-первых стоит «специальная музыка» достаточно дорого, во-вторых она не всегда мне нравится — ну к примеру две мелодии прикольных, а под 12 хоть плач… какие там занятия спортом… Поэтому я решил сводить треки сам… путем научного тыка изучаю Реапер уже полгода и О ЧУДО — Я нашел Ваше видео!
    Большое спасибо )))

  3. Добрый день Сергей!
    Спасибо за Ваше полезное дело которое вы делаете.
    Я знаю что вы хороший барабанщик. Посоветуйте пожалуйста какой самый лучший плагин (VST) с коллекцией барабанов (и вобще различных ударных) с наиболее качественным реалистичным звучанием. И что бы его можно было использовать в Рипере. И если есть аналогичное для клавишей.

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *