Создаем музыку на Reaper (часть 2)
Привет всем. Давайте продолжим наши музыкальные потуги. В прошлом уроке мы с вами записали наш опус и теперь нам надо выбрать наиболее удачные из него куски, ну и определиться с темпом нашей песни.
В зоне timeline (шкала времени) вертикальные полоски обозначают ритмическую сетку песни, относительно которой мы будем выстраивать нашу композицию. В панели инструментов есть кнопка с магнитом (привязка) – если она включена, то все что вы будете двигать в зоне timeline, все объекты – все будет примагничиваться к этим вертикальным полоскам, т.е. привязываться к сетке. Колесо мышки используется подобно функции Zoom на фотокамере, т.е. приближаем и удаляем изображение. А если при этом вы зажмете Alt – то мы сможем еще и горизонтально перемещаться по timeline.
В этом видеоуроке:
1. Ритмическая сетка, привязка
2. Маркировка и работа с маркерами
3. Работа со звуковыми объектами: разрезание, перемещение, копирование, фейды
4. Склеивание объекта
5. Метроном и темп песни, подбор темпа: функция tap и определение темпа по выделению
6. Настройка сетки и метронома
7. Выравнивание кривого семпла под темп
8. Короче, продолжаем доводить до ума нашу тему
Текст урока
Так как мы еще не определились с темпом нашей песни, нам привязка к сетка пока не нужна и мы ее пока отключим. Сейчас мы будем выбирать наиболее удачные участки из того что мы записали.
Так что внимательно слушаем и выбираем наиболее ровные и интересные моменты.
Предположим вы нашли такой момент. Так как их может быть множество, необходимо пометить ЭТОТ, чтобы иметь возможность быстро ориентировать по проекту. Для этого и существуют маркеры. Теперь, давайте приблизим этот участок (колесиком мышки), чтобы более четко стать курсором в начало удачного места. И теперь — ставим маркер, нажав кнопку M. Также можете отметить конец удавшегося места – таким же образом отмечаете конец. Маркеры можно переименовывать (двойной клик), удалять (Alt + клик) и перемещать мышкой. Так как маркеры имеют свой порядковый номер (ID) — вы можете перемещаться по ним используя цифры на клавиатуре, либо просто перемещаться по ним используя клавиши [ ].
Допустим вы нашли наиболее удачные куски и пометили у них начало и конец маркерами.
Теперь, давайте эти куски вырежем, чтобы они стали отдельными объектами, и мы могли бы их персонально обрабатывать. Чтобы сделать разрез, сперва надо мышкой выделить объект, стать курсором в нужное место, и нажать клавишу S. Разрез сделан и у нас теперь стало 2 объекта, которые мы можем спокойно двигать и обрабатывать — отдельно друг от друга.
Если у вас что-то не получилось — вы всегда можете отменить последнюю операцию нажав Ctrl Z. Очень часто эта функция спасает ВСЕ. Она также есть также есть в меню Edit — Undo. Там же можно и вернуть обратно отмену операции – Redo или Ctrl Shift Z. Рекомендую эти сочетания клавиш записывать пока на листок и мы будем постепенно этот список пополнять по мере нашего с вами обучения.
Теперь давайте разрежем еще и в конце нашего куска. Вот здесь. Вот теперь у нас получился отдельный семпл. Теперь мы можем отдельно у него поменять, к примеру, громкость, потянув мышкой верхнюю часть вниз. Также, мы можем сделать так называемый Fade In (плавный вход) и Fade Out (выход) этого объекта, если двигать верхний край вправо.. правый край – влево. Вот когда курсор мышки показывает нам, что мы сейчас в режиме создания Fade’ов — нажимаем правой кнопкой и видим варианты этих самых фэйдов. Либо резкое начало, либо мягкое, либо просто – линейный фэйд. Т.е. можете выбирать в зависимости от задачи. Естественно, вы всегда можете попасть в персональные свойства объекта — нажав F2.
Что еще надо сказать, что при разрезке семпла – риппер автоматически создает плавный fade на концах. Это сделано для того, чтобы, когда вы соединяется два соседних объекта – вот так – между ними не было цифрового щелчка при переходе. Покажу на примере – вот фаза, это сильно приближенный участок звука, и если мы нарушим ее ход, то будет характерный «пук». Вот, чтобы этого избежать — рипер делает плавные переходы по умолчанию. Вы, конечно, всегда сможете это отключить в настройках Ctrl P – Defaults – Create Automatic Fade in …
Давайте пока все вернем в первоначальное положение, нажмем несколько раз Ctrl Z. Теперь перетащим наш объект вниз… И вот как вы видите, автоматически создастся новая дорожка. Хорошо.
Есть еще один способ вырезки. Давайте второй кусок мы вырежем несколько по-иному. Чтобы выделить область между маркерами – два раза щелкаем между ними на шкале времени. Теперь нажимаем Shift S (в отличии от просто S) и, как вы видите, легко отрезаем выделение с обоих краев сразу. Т.е. можно делать тоже самое, только в одну операцию. Давайте тоже его переместим вниз. Можно естественно выделять вручную, вот так- «Вжик». Нажимаем Shift S – и кусок готов. Т.е. это удобно.
Так. Остальное давайте удалим. Теперь я покажу немножко — что у наших кусков есть. Кусок (давайте лучше правильно называть – объект), так вот объект в нашем случае — это вещь достаточно образная. Смотрите, если потянуть мышкой его край, вы видите — сам файл никуда не делся! И с другого краю — тоже самое. Ctrl Z. Более того, если зажать Alt – мы можем двигать содержимое внутри нашего объекта. Наши возможности, в данном случае безграничны. Ctrl Z.
А вот, чтобы сделать наш кусок уникальным, его надо «склеить», склеить в том виде, в котором он есть сейчас. Склеиваем мы функцией Glue Item. Когда мы склеили, у нас теперь нет за краями продолжения файла и наш кусок начинает повторяться при растягивании. Вот так. Это очень удобная вещь, в частности для организации ритмических лупов. Про них чуть позже. Давайте пока отменим склейку файла, так как мы еще не определились с темпом нашей песни.
Давайте определяться. Надеюсь, все знакомы с метрономом. Метроном – прибор, отсчитывающий темп. Давайте его включим сейчас для нашей песни, включается он вот здесь. Нажимаем пробел и … слышим, что все происходит мимо кассы. Т.е. темпы наши не совпадают, ну это и нормально. То, что я записал — уже имеет какой-то темп, и нам просто надо его сейчас как-то уловить, нащупать, хотя бы приблизительно.
Темп песни устанавливается здесь. Устанавливается он в bpm (beats per minute) — количество ударов в минуту. Темп песни — это очень важный момент, так как существуют такие темпа (или темпы), при которых кажется, что песня постоянно или замедляется, или ускоряется. Что ей чего-то не хватает. Это очень некомфортная штука. А поэтому чтобы проверить темп я обычно пробую под него или подвигаться (попританцовывать) или напеть какой-то ритм ртом. Тогда становится ясно, замедлять его или ускорять.
Но в нашем случае — темп я уже изначально какой-то протыкал и чтобы его уловить мы воспользуемся функцией TAP (отстучать, протапать). Давайте пока отключим метроном, чтобы он нам не мешал и протапаем мышкой темп на вот этой кнопке. Достаточно нескольких ударов. Вот. Включаем метроном и слышим, что я почти попал. Конечно, это зависит от вашего чувства ритма.
Есть еще способ определить темп — по выделению. Для этого нам надо выделить в нашем куске луп в 4 такта, т.е. нажать кнопку «loop» (повторение или «петля» по-английски) вот так, чтобы наше выделение постоянно повторялось. Выделение должно быть таким образом, чтобы луп звучал ритмически правильно. Т.е. полные 4 такта 1-2-3-4-1. Вот у нас есть это дело и теперь — правой кнопкой — Set Project Tempo from Time Selection (т.е. установить темп проекта из выделения). Здесь, у нас программа спрашивает – размер наш 4/4 (т.е. 4 раза по четыре), Tempo –показывает сам темп в bpm, а Bars – показывает, ну грубо говоря, кратность выделенного темпа… если мы укажем 2, то темп, как видите, вырастет вдвое. Короче — сколько долей находится у нас в выделении.
Давайте поставим вот так и мы получили почти почти тот же темп, что и протапали. В любом случае теперь мы можем полноценно пользоваться ритмической сеткой, т.е. привязкой.
Теперь наша задача – выровнять наш семпл относительно ритма, относительно ритмической сетки, подкорректировать какие-то кривые места, ну и подвигать отдельные участки, чтобы получить уже финальную, готовую тему. Для этого мы будем применять, уже известные нам, инструменты разрезки и перемещения объектов. Не буду много тут комментировать, давайте лучше посмотрим на практике.
Но для начала давайте сделаем более подробную сетку, для этого щелкнем правой кнопкой на кнопке «сетка» и здесь установим не ? а 1/8. Как вы видите, сетка стала более подробной. Также, по правой кнопке на метрономе мы попадаем в настройки метронома, где мы можем установить громкость кликов (первого и второго). Мы также можем заставить метроном играть быстрее в два раза, если поменяем тут размер на 1/8.
Еще одна важная вещь, как вы видите последний кусок в нашем лупе, которым он должен закрываться, обрывается чуть раньше последней полоски сетки, вот этого – девятого такта. После него у нас как бы подразумевается повторение нашего семпла сначала. Если тут будет дырка то начало нашего повторения начнется с конца этого куска, т.е. чуть раньше кухни, что сделает нам на следующем такте смещение. Поэтому сейчас надо включить привязку к сетке и дотащить край до края. Вот теперь конец у нас выставлен ровно.
Еще один момент. Здесь я хотел бы повторить этот кусок и для этого я его копирую путем перетаскивания мышкой с клавишей Ctrl.
Так, ну вроде черновую работу мы сделали. Теперь давайте проверим — как все это будет звучать на повторении, т.е. лупом. Кнопка луп у нас включена. Включаем магнит (привязку) и выделяем четко наш полный луп. Ну вот концовку чуть подправили и теперь наш луп звучит достаточно ровно. Давайте теперь его склеим. Выделяем все наши нарезанные объекты – правой кнопкой мыши растягиваем рамку над нашими объектами. Так. Выделили, теперь, как мы уже помним, правой кнопкой – glue items и вот наш луп готов к использованию.
Теперь, растягивая наш луп за край мы можем легко использовать его в рамках нашей песни, не боясь, что мы выпадем из ритма. Так, давайте сделаем тоже самое и с другими удачными кусками нашей песни, т.е. выровняем их, где-то что-то может повторим, какой-нибудь кусочек .. вобщем, приедем их в достойный вид. Я, с вашего позволения, сделаю это на перемотке, чтобы сэкономить наше драгоценное время. Думаю, все что я делаю на данном этому – будет вполне вам понятно.
Так, сейчас у меня возникла идея сделать такие модные ровные пулеметные повторения одного куска, что-то типа такого я слышал, кажется, в Chemical Brothers. Так. Вот мы отрезали один короткий звук, а теперь мы его скопируем с включенной привязкой — 3 раза и получим вот такую очередь. Да. Очень удобно менять в нашей очереди звуки, достаточно выделить нужные объекты и удерживая alt перемещать внутри них нашу записанную тему.
Еще хороших коротких звуков для пулеметной очереди я не нашел и просто решил на всякий случай оставить оригинальные кусочки с полными звуками, может быть они где-то нам пригодятся в дальнейшем.
Ну вот наш очередной видеоурок подошел к концу. В нем мы научились редактировать наши семплы относительно темпа и составлять из них лупы. Как я и обещал, мы уже постепенно переходим к конкретной практике. А следующее видео по программе Reaper о том, как определиться со стилистикой нашего трека и соответственно с подбором ритмов и ритмсекций.
Дата публикации: 05.05.2011Данный материал является контентом сайта musicworker.ru со всеми вытекающими отсюда юридическими прибамбасами. Понравилась статья? Поделись ей, сделай автору приятнэ!
огромное спасибо) следуем дальше)
Забыл как сделать метроном чтобы предварительно отстукивалл перед записью.
Правой кнопкой по метроному — Count in before recording
Класс, спасибо! Добавлю от себя. Я сначала записал под внешний метроном гитарную партию на ритме 134. Затем когда я увидел и понял, что программа позволяет привязать партию к внутренней ритмической структуре, я захотел сменить базовую уставку в 120 на свои 134, но при смене этого значения методоикой показанной в видео, скорость воспроизведения уже менялась, что совершенно нежелательно для меня. Проблему решил project settings/timebase for items. Может кому пригодится 🙂 Удачи всем, и учимся дальше.
Супер!!! Это то, что я искал!!! А точнее —
я инструктор группового фитнеса, музыка у нас очень специфическая, квадраты должны быть ровные и в определённом темпе. В течении часа темп должен измениться с 128 до 132… Во-первых стоит «специальная музыка» достаточно дорого, во-вторых она не всегда мне нравится — ну к примеру две мелодии прикольных, а под 12 хоть плач… какие там занятия спортом… Поэтому я решил сводить треки сам… путем научного тыка изучаю Реапер уже полгода и О ЧУДО — Я нашел Ваше видео!
Большое спасибо )))
Добрый день Сергей!
Спасибо за Ваше полезное дело которое вы делаете.
Я знаю что вы хороший барабанщик. Посоветуйте пожалуйста какой самый лучший плагин (VST) с коллекцией барабанов (и вобще различных ударных) с наиболее качественным реалистичным звучанием. И что бы его можно было использовать в Рипере. И если есть аналогичное для клавишей.