Модераторский раздел ]

Как развить пальцы и научиться импровизировать?

и прочих струнно-щипковых товарищей

Сообщение Husted » 20 июн 2013, 04:25

Ильюха, тему "Элементарная теория музыки" зря убили!
Husted
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 17:05

Сообщение morpheus(dreamlord) » 20 июн 2013, 10:52

Husted писал(а):Затем маркерами (если не жалко) или цветными самоклейками или ещё чем промаркировать каждую ноту на гитарном грифе в соответствии с выбранными цветами.


Кстати тоже подобным образом думал сделать , но не цветами , а просто названия нот написать . И даже пару ладов так сделал , но как-то оно плоховато видно оказалось и ориентироваться было не удобно. В результате пришел к выводу , что не нужны никакие ухищрения все намного проще - постепенно просто выучить расположения нот на грифе , и структуры гамм , и играть по нотной записи . Сразу кажется сложно , и я так и не перешагнул через этот барьер т.к. сменил профиль деятельности на :dr1: ) , но уже начинало получаться . Короче месяц / два от силы упорных занятий и гриф с гаммами выучится нечего делать , так же , как выучилась компьютерная клавиатура ))
Аватара пользователя
morpheus(dreamlord)
 
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 12 май 2012, 10:55

Сообщение Husted » 20 июн 2013, 19:50

Есть вероятность, что в случае с цветовой маркировкой процесс обучения пойдёт иначе, поскольку могут быть задействованы другие отделы мозга, отличные от тех, что ответственны за чтение. Стоит попробовать, во всяком случае. Я тоже было промаркировал, но таблицу цветов составил некорректно, а потом и полоски (распечатал на фотобумаге), приклеенные на ПВА, частично поотлетали. Переделать так пока и не собрался. Но идея что называется витает в воздухе и странно, что никто из производителей ещё до неё не додумался. Народ, включайтесь в обсуждение!
Husted
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 17:05

Сообщение Vaudoux » 01 июл 2013, 04:28

Husted писал(а):
.....

Я тоже хочу в тему влиться, но если вам интересно, могу дать несколько дельных и простых советов, часть из которых мне самому дали - и они действительно помогли, а до других додумался сам - и они помогли ничуть не меньше! :alcoholi:


Советуй! Советуй! :)
Vaudoux
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 26 мар 2013, 07:24
Откуда: Барнаул

Сообщение Husted » 01 июл 2013, 10:55

Есть у меня друг, реальный гитарист, он дал мне несколько советов, но часть из них как я понимаю была не ко времени, часть пока не востребована, и это дело будущего. Учился играть он примерно так: первую ходку выучил, вторую - нашёл сам. Не знаю, учил ли он теорию специально - может быть что-то и учил по ходу дела, но в результате теперь, не зная впрочем всех нот на гитарном грифе, стал профессионалом, которому теория в общем и не нужна. Но он играет долго - лет десять точно. Ну а до некоторых вещей я додумался сам, и если бы мне рассказали о них раньше, прогресс был бы совершенно иным. Итак, расскажу, что знаю сам и о том, что мне помогло. Пусть это будут советы для начинающих. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому буду писать проще, а вы сами смотрите с инструментом что да как.

1. Друг описал процесс обучения игре на гитаре как лестницу, в которой много-много ступенек и маленьких и больших. Каждое занятие - ступенька. Чем больше играете - тем выше поднимаетесь. Поэтому играйте как можно больше! На мой взгляд, оптимально заниматься 2-3 часа хотя бы через день, ну или через два дня. Если только начинаете учиться, то на разогрев уходит примерно час, всё что свыше - на закрепление и улучшение результата; если играете уже вовсю, то за час выложитесь больше, чем новичок за три-четыре. Если начнёте заниматься каждый день - автоматически перейдёте в разряд профессионалов, и даже не важно, что именно будете играть, ведь в таком случае прогресс неминуем. Кроме того, исследователи выяснили, сколько нужно уделить времени практике, чтобы стать гениальным, ну или сильно выдающимся музыкантом. 10000 часов. Сколько часов в день и сколько лет для этого надо играть - попробуйте прикинуть сами.

2. Что хотите играть? Техник довольно много. Чтобы играть металл, например, достаточно 2-3 аккордов. Всё остальное вы будете делать пальцами. Для развития пальцев не гнушайтесь выполнять такие упражнения, как лестница. Смотрите здесь, если ещё не читали:

http://guitarpages.narod.ru/Lessons_1_Hands.html

Особое внимание обратите на первый рисунок, я ещё вернусь к нему позже. Как видите, на первой и второй струнах позиция смещена, об этом я напишу. Для лестницы это смещение необязательно, просто чередуйте игру сверху-вниз и снизу-вверх, чтобы пальцы привыкали работать в разных направлениях. Пробуйте выполнять это упражнение на разных ладах. На самом деле, на то, чтобы процесс пошёл, потребуется не так и много времени. Теперь важный момент: в приведённом примере показано, что на один лад приходится один палец, то есть при игре потребуются все четыре, но на самом деле при реальной игре распальцовка может быть иной. Так, например, я предпочитаю играть тремя - указательным, средним и безымянным, а мизинец задействую при крайней необходимости. Указательный палец приходится на первый лад, безымянный на четвёртый, а средний - на второй или третий в зависимости от мелодии и тональности. Разумеется, это могут быть любые четыре подряд идущих лада практически в любом месте грифа. Многие предпочитают играть всеми пальцами, то есть на четвёртый лад у них приходится мизинец. Затрудняюсь сказать какая техника лучше. Вероятно, оптимально владеть обеими в равной мере. Но выбор вам сделать придётся, если ещё не определились.

3. Пара советов. Если пальцы ещё не окрепли, болят после занятий, кожа слазит - ответ один. Сразу после игры втирайте в подушечки пальцев вьетнамский бальзам "Звёздочка". Он как бы притягивает воду и проблем с пальцами не будет. Играя медиатором, чередуйте удары по струнам: сверху-снизу-сверху-снизу... Долбить сверху вы всегда научитесь, и может показаться, что техника чередования сложнее. Нифига подобного! На самом деле играть, чередуя удары, не только реально легче, но и быстрее и чище! И эта техника также осваивается быстро! Если есть любимая музыка - пробуйте подыгрывать под неё. Когда я начал так делать - прогресс пошёл моментальный! Начинайте с простых комбинаций и длинных нот. Постепенно, развиваясь, сами сможете добавлять новые элементы и усложнять партии. Как лучше подойти к этому вопросу я расскажу в пункте 5. Также играйте под барабанные партии или хотя бы метроном, чтобы развить в себе чувство ритма. Я могу вспомнить один случай, когда это помогло человеку, а поначалу у него вообще с ритмом беда была! Полезно время от времени пробовать проигрывать мелодии в более быстром, чем обычно, темпе. Это как бы закрепляет результат. Также полезно делать время от времени длительные перерывы. Скажем, месяца два упорных занятий, а потом две недели отдыха и ничегонеделания. Это мне мой музыкальный руководитель когда-то говорил, потом и сам неоднократно убеждался, да и вы когда-нибудь почувствуете. За время ничегонеделания с усвоенной информацией что-то происходит, и она переходит на качественно иной уровень. Сразу ощущается прирост твёрдости и уверенности в технике. Кушайте кальций! Во время отсутствия гитары юзайте пальцевые тренажёры - не скажу за все, но есть кое-что, что реально помогает! Видимо настолько, что и друг при нашей последней встрече решил этим попользоваться. Наверное не зря!

;)

4. Сейчас я расскажу о чрезвычайно простом и эффективном способе разучивать любые, даже сложные композиции. Допустим, перед вами последовательность из 24 ещё незнакомых нот, которые и составляют мелодию. Понятно, что сыграть их сразу у вас не получится. Как же быть? А вот так: берём первые четыре (две, три) ноты и пробуем проиграть их последовательно. Если не получается четыре - проиграйте три. Не получается три - играйте две. Проиграли раз, и тут же проиграйте их снова. И ещё раз, и ещё. И так до тех пор, пока не научитесь проигрывать их ровно. Если получилось - добавьте ещё одну ноту (пока только одну!) и играйте уже не четыре, а пять, но по тому же принципу, пока не выучите и этот фрагмент. Потом добавьте ещё одну ноту и проигрывайте уже новый фрагмент и повторяйте его снова и снова. Получилось шесть? Тогда добавьте ещё одну ноту и продолжайте делать так, как описано выше. Если, допустим, вы уже проигрываете 8 нот и вдруг начинаете спотыкаться на 4, то вернитесь к фрагменту из четырёх и повторяйте его снова, пока не начнёте играть уверенно. Так, добавляя всякиий раз всего по одной ноте и следуя этому принципу, вы сможете очень быстро разбирать любые партии (буквально 5-10 минут). Последовательность из нескольких нот может в определённый момент составить такт, или несколько тактов, или квадрат, то есть некий законченный музыкальный фрагмент. Пусть в нашем случае их будет 12. И раз уж вы будете играть этот фрагмент уверенно, то сможете продолжить разбирать композицию уже с другого фрагмента, то есть, не проигрывая мелодию с самого начала, а начиная с 13 ноты. Потом останется разобрать переход с одного фрагмента на другой. Ну, с этим тоже разберётесь. Если пальцы совсем запутаются - не беда, просто отвлекитесь минут на 5, поиграйте что-нибудь другое, а потом вернитесь к упражнению. И всё будет круто!

P. S. Дальше интереснее будет. Потом напишу, а то устал.
Husted
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 17:05

Сообщение Husted » 02 июл 2013, 15:54

5. На первом рисунке по ссылке можно увидеть смещение позиции на двух первых струнах вправо. На самом деле в практике оно встречается очень часто, хотя и не всегда обязательно. В конечном счете, всё зависит только от конкретной мелодии и того, в каком именно месте гитарного грифа вы её обыграете. Один и тот же фрагмент часто можно сыграть в разных местах. Поэтому, если не получается сыграть в одной позиции - попробуйте подобрать другую. Возможно, играть на ней будет проще. Я сам учусь и тоже хочу разобраться в устройстве грифа и основных аппликатур. От себя могу только обозначить общее направление тем, кто не знает куда двигаться. А делать надо так. Включаете любимую мелодию любимой команды и начинаете подбирать под неё ноты. Для этого подберите одну любую ноту, созвучную музыке, в произвольном месте грифа. Затем попробуйте найти другие созвучные, расположенные на этой же струне, но лежащие на грифе выше или ниже, но только в пределах четырёх ладов, включая тот, что с первой созвучной нотой! Если позиция неудачна - возможно, стоит сместиться на один-два-три лада и попробовать в новой позиции. Допустим, вы нашли две или три созвучные основной мелодии ноты. Запомните их и попробуйте так же подобрать ноты на струне расположенной выше или ниже, но как бы оставаясь при этом в пределах выбранных 4 ладов! Ту же операцию проделайте и с другими струнами, при этом следя за тем, чтобы оставаться в 4 ладах для струн с 3 по 6. Вот при переходе с 3 на 2 и наоборот и может потребоваться смещение, которое показано на первом рисунке, хотя играя на 1 и 2 струнах вы можете формально оставаться в тех же 4 ладах, только смещённых! Вообще, он хорошо показывает принцип - оставаться как бы на 4 ладах, на нём изображены те ноты, среди которых вы должны искать те, что созвучны основной мелодии. Созвучны будут далеко не все. Итак, играйте на созвучных, а к остальным не прикасайтесь (пока).
В некоторых ситуациях оставаться в рамках 4 ладов не получится - будет например, задействован соседний пятый, а альтернативная нота на другой струне может находиться далеко. Тогда попробуйте поменять аппликатуру - в другом месте всё может замечательно получиться. Вообще, следите за расстановкой пальцев и порядком, в котором играете ими. Пытайтесь найти наиболее удобные варианты. Некоторые вещи можно правильно сыграть только с совершенно определённой аппликатурой! Таким образом, наковыряв созвучных нот, вы можете попробовать обыгрывать мелодию ими, перемещаясь со струны на струну вверх и вниз, оставаясь при этом большей частью в 4 ладах и не забывая о возможном смещении при переходе с 3 струны на 2 и обратно. Таков принцип. Что это может дать? Со временем ваш слух разовьётся настолько, что вы сможете довольно свободно перемещаться по грифу, как бы чувствуя, какую ноту необходимо взять следующей - расположенную на соседнем ладу, или через лад, или может быть уже на другой струне.

И вот тут есть интерес постичь теорию.

Добавлю пример. Здесь http://guitarpages.narod.ru/Lessons_1_Hands.html в упражнении 2 показан натуральный мажор. Итак, начинаем двигаться с шестой струны шестого лада, в порядке слева-направо, сверху-вниз. Обыгрываем только выделенные цветом ноты! Проходим шестую, пятую, четвёртую струны. Остановимся. Если присмотреться, позиция для игры на 1, 2 и 3 струнах повторяет ту, что на 4, 5 и 6, но на 1 и 2 произошло смещение вправо. Однако. Что предлагается сделать нам при переходе с 4 струны на 3? Прыгнуть в позицию третья струна на третьем ладу? А на хрена козе баян?! Третья струна на третьем ладу это то же самое, что и четвёртая на восьмом! То есть на соседнем ладу относительно того, на котором мы должны были закончить играть (имеется в виду 4 струна)! Выходит, и прыгать никуда не надо? Значит играем четвёртую на восьмом! Также можно сместить и все последующие ноты: 3 сыграем на 5 (как и на рисунке), 2 на 3 поменяем на 3 на 7, 2 на 4 поменяем на 3 на 8, 2 струну на 6 ладу тоже оставим как есть, а вместо 1 на 3 возьмём 2 на 8; осталась первая струна на восьмом ладу, и если мы сыграем её как есть, то получится, что весь наш фрагмент разместился на четырёх ладах - с пятого по восьмой! Более того, мы можем сыграть его тремя пальцами!

В общем, ищите удобную аппликатуру, где ноты расположены рядом, все они должны липнуть к вашей мелодии, вот на них и импровизируйте. Это будет как бы вашей ходкой. Если сложно - ищите другую. За определённой аппликатурой имеет смысл гнаться в том случае, когда вы хотите получить именно звучание конкретной струны на конкретном ладу (всё же одинаковые ноты одной октавы на разных струнах звучат по-разному). И пробуйте различные связки и сочетания пальцев, как показано ниже в упражнениях по ссылке.

P. S. Попробую проиллюстрировать 5 пункт.

:alcoholi:
Husted
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 17:05

Сообщение Husted » 02 июл 2013, 16:02

Вот пример как можно сыграть один и тот же фрагмент, используя разную аппликатуру.
Вложения
Аппликатура 2.jpg
Как можно сыграть.
Аппликатура 2.jpg (99.57 КБ) Просмотров: 23847
Аппликатура 1.jpg
Как предлагалось сыграть.
Аппликатура 1.jpg (99.72 КБ) Просмотров: 23847
Husted
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 17:05

Сообщение Husted » 02 июл 2013, 16:06

Народ, ну так что с цветовой кодировкой? Живые в теме есть?

:nzd:
Husted
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 июн 2013, 17:05

Пред.

Вернуться в Форум роботов-гитаристов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron